Глаза газет
Галина Кожевникова - заместитель директора Центра "СОВА"
25 ноября 2007 года на территории ВВЦ завершилась XV Международная профессиональная выставка "Пресса-2008". Газеты, даже районки из разных регионов России, представленные на ней, можно было не только посмотреть, но и взять с собой почитать. Возможность для москвича редкая, особенно если учесть, что большая часть региональной прессы, вопреки всем правилам, уже давно не доходит до Российской государственной библиотеки.
Правда, в наличии имелись не подшивки, а отдельные номера, по которым, по замыслу участников, и можно составить представление о газете.
Разумеется, мне как профессиональному читателю газет было крайне интересно посмотреть живьем на доступную мне лишь в Интернете, а то и недоступную вовсе прессу России. И надо сказать чтение - очень поучительное.
На сегодняшний день наибольшее впечатление на меня произвела вологодская газета "Красный Север", учредителем которой выступает правительство области. На выставке мне достались три номера - от 31 мая, 11 октября и 15 ноября 2007 года. В хронологическом порядке я и начала ее читать.
Итак, номер от 31 мая. 40 полос, 4 из них - реклама и объявления, еще 4 - программа. Остальное тексты и иллюстрации к ним. Во всем выпуске мне попались лишь три "маркера", характеризующих персонажей публикации по этническому или религиозному признаку - русские, православные и "нерусские" (Традиционные выпады типа "Может, мы просто не хотим ссориться с Советом Европы и разными "просвещенными" странами, в которых еще 400 лет назад тысячами отправляли на костер несчастных женщин по одному лишь подозрению в колдовстве" мы относим к политическим).
Маркеры, разумеется, в подавляющем большинстве своем позитивные: 8 материалов - по поводу и без повода апеллирующих к православию (причем не обязательно напрямую), еще два - к "русскости" (долго думала, апеллируют ли к той же "русскости" барышни в кокошниках за спиной у губернатора в официальном отчете об открытии "Русского дома"; решила - нет, это скорее к "советскости"). И лишь один ярко выраженный "этнический" маркер негативен: "Над дорогой синь туманится./ Вновь желанный поворот./ Поднебесная красавица / Поцелуи продает./Ты не трогай бабу русскую,/ перелетный басурман" - взывает деревенский поэт. Столь доминирующая православно-русская тема, абсолютное отсутствие равноправного "другого" и присутствие, пусть и стихотворного, "чужого" серьезно настораживает.
Из "позитивных" этнорелигиозно окрашенных статей узнаешь много нового и интересного. Например, что казачья форма отражает "наше национальное (русское. - Г.К.) содержание", а также что "совет стариков - чисто казачья структура" (особенно это, по всей видимости, интересно будет узнать жителям Кавказа).
Понятно, что один номер может быть случайностью. Поэтому смотрим следующий - от 11 октября. Все те же 40 полос, чуть побольше рекламы - 5 страниц. И четыре материала, взывающих к "православности", и два - к "русскости". И опять детишек в русских народных костюмах на празднике картошки "этническим" обозначением я считать не стала (хотя, возможно, и зря), как и фотографию ансамбля русских народных инструментов на фоне католического храма в Ферраре.
А единственным негативным маркером стал "татарский баскак", изнасиловавший православную девушку Марию. Фигурирует он как пример того, как "наш народ способствовал становлению святой семьи", поскольку баскака этого заставили жениться на Марии и в семейной жизни он превратился в святого Иоанна Устюжского.
Понятно, что жития святых - жанр условный и уж точно не заслуживающий упреков в неполиткорректности, однако факт остается фактом. Агрессивный "чужой", "инородец" выглядит ярким противопоставлением (в данном случае - объектом для перевоспитания со стороны "нашего народа") доминирующей "русскости-православности".
И наконец, третий номер - от 15 ноября. Газета - активный участник избирательной кампании. Из оставшихся от объявлений и программы 32 полос три выделены под рекламу "Единой России" (в том числе "План губернатора 2012"). А на оставшихся страницах - 5 материалов, апеллирующих к "православности", и два - к "русскости". Особенно хорош в этом смысле материал о ловле налимов, проиллюстрированный почему-то фотографией православного храма. Да и полосная статья о вреде курения, завершающаяся пассажем "русские на редкость терпеливы. Но стоит ли все время испытывать терпение окружающих, пользуясь их добрым к себе отношением?", - от него не отстает. Правда здесь уже наблюдается прогресс - в номере отсутствует "чужой".
Итак, как минимум в трех, причем действительно случайных, номерах газета правительства Вологодской области с преувеличенным вниманием относится к "русскости" и "православности", хотя в идеале должна бы в первую очередь настаивать на гражданской идентичности.
Разумеется, стало просто любопытно посмотреть - хотя бы на официальном сайте учредителя - какие-то официальные сведения о регионе. Результат превзошел все ожидания. Сведения об этническом составе населения Вологодчины отсутствуют вообще. Раздел же "Религия" представлен статьей священника Иоанна Верюжского 1880 года и "списком святых подвизавшихся в Вологодской епархии (в хронологической последовательности)" (грамматика сохранена. - Г.К.). Нужны ли после этого комментарии?
Наши исследования языка вражды - прямых негативистcких высказываний в адрес этнически или религиозно "чужих" - в последние годы показывают практически полное его отсутствие в региональной прессе. И "Красный Север" не стал исключением. Однако не является ли столь откровенное навязывание читателю "своего" как единственного позитивного примера вполне достойной заменой прямому выражению ксенофобии?