Axel Springer вводит внутреннюю цензуру
В издательском доме Axel Springer Russia, издающим российскую версию журнала Forbes, вводятся беспрецедентные меры безопасности. Как стало известно Граням.Ру, сотрудникам издания под страхом увольнения запрещено высылать по электронной почте или выносить из редакции любые материалы в электронном или бумажном виде. Вся переписка сотрудников будет отслеживаться.
Ранее стало известно, Axel Springer согласился заново выпустить последний номер издания, тираж которого был пущен под нож из-за материала о главе компании "Интеко" Елене Батуриной.
"Тираж нового номера не поступил в продажу в четверг, 30 ноября 2006 года, из-за недостаточной проверки фактов ключевой статьи номера. Сдача тиража была приостановлена с целью обязательной дополнительной проверки фактов, изложенных в статье, а также внесения необходимых изменений в искажающую смысл цитату, вынесенную на обложку", говорится в официальном сообщении издательского дома.
Однако, по другой информации, в скандал вокруг публикации вмешалась американская редакция Forbes, по лицензии которого выпускается русская версия журнала. "Уговоры и нажим, оказанный американцами, возымели действие, и германский издатель пошел на попятный, согласившись заново выпустить декабрьский номер", сообщает "Эхо Москвы".
Декабрьский номер журнала был уничтожен после того, как юристы "Интеко" проинформировали издательство, что слова в материале о Батуриной были искажены. В издательстве отказ от выпуска номера объяснили тем, что в интервью Forbes Батурина сказала буквально следующее: "Мне, как и любому инвестору, гарантирована защита моих прав". Часть фразы, вынесенная на обложку, — "Мне гарантирована защита" — вводит в заблуждение читателей издания", - говорится в сообщении Axel Springer.
Представитель издательского дома сообщил, что в восстановленном выпуске Forbes высказывание Батуриной исправлено.
Между тем, как заявил ранее "Ведомостям" главный редактор Forbes Максим Кашулинский, дело не в вынесенной на обложку цитате, а в самой статье. По его словам, даже когда обложку исправили, издатель все равно решил пустить под нож весь декабрьский тираж. Из-за этого инцидента Кашулинский подал заявление об отставке.
Пресс-секретарь "Интеко" Геннадий Теребков заявил в эфире "Эха Москвы", что между Forbes и руководством компании "имело место недопонимание". "Никакой иной подоплеки здесь не было и нет", - подчеркнул Теребков. По его словам, компания "Интеко" "настроена на дальнейшее продуктивное сотрудничество" с изданием.
Между тем генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко считает, что журналисты Forbes "должны довести до суда" дело о "факте цензуры" со стороны компании "Интеко". "Я не могу предсказать судебные перспективы дела, но, похоже, здесь может идти речь о статье Уголовного кодекса "Воспрепятствование деятельности СМИ", - сказал Яковенко.
Комментарий
Всемирно известный журнал Forbes приживается на нашей почве не без труда. Первый главный редактор русской версии издания, американец Пол Хлебников, погиб от рук неизвестных убийц. Были у журнала проблемы и с публикацией списка 100 богатейших людей России: некоторые наши соотечественники (в том числе и г-жа Батурина) никак не хотели "светить" размеры своего состояния - надо думать, по скромности. И вот новые неприятности - и опять они связаны с супругой московского мэра.
Предлог для протеста представляется несколько надуманным. В вынесенной на обложку журнала фразе из интервью Елены Николаевны опущено, что защита ей гарантирована в качестве инвестора. Но, простите, в каком еще качестве? Разве кто-то может подумать, что речь тут идет о защите г-жи Батуриной как возможной обвиняемой по уголовному делу о коррупции? Да если и найдется субъект с таким болезненным воображением, все равно придраться не к чему - право на защиту гарантировано всем нам Конституцией. Так что в анонсе нет ничего уязвимого - по крайней мере с юридической точки зрения. По всей видимости, г-жа Батурина недовольна самим фактом публикации о своем бизнесе. В московском журналистском сообществе известно, что любая попытка расследования в этом направлении вызывает весьма острую реакцию - вплоть до анонимных угроз. А ведь вообще-то в расследованиях тут даже нет особой нужды: сам тот факт, что жена мэра крупного города за несколько лет нажила миллиардное состояние на строительном бизнесе в этом самом городе, вызвал бы грандиозный скандал в любой цивилизованной стране. Но не в России.
Так уж совпало, что буквально на днях столичный градоначальник, участвуя в телевизионной дискуссии на тему "Россия и Запад", напористо отстаивал тезис об "особом пути" нашей страны. Правда, отвечая на вопрос ведущего о том, каковы же те присущие только России ценности, которые определяют облик отечественной демократии, г-н Лужков был не очень убедителен. Он несколько раз повторил слово "самобытность", упомянул о древности нашего государства (будто, скажем, Франция или Грузия моложе), а также о нашей многонациональности и многоконфессиональности (будто Россия одна в мире такая). Но был в его высказывании и содержательный момент - указание на сложившееся у нас "свое отношение к системе государственного управления". Действительно, отношения между властью и бизнесом в России имеют свою специфику - это тебе не Дания какая-нибудь и не Америка, где засели узколобые хозяева Forbes. Прав Юрий Михайлович - и жизнь подтверждает его слова самым впечатляющим образом.
Николай Руденский
Справка
Пресс-релиз ИД Axel Springer
ИД Axel Springer принял решение, что декабрьский номер журнала FORBES, содержащий спорную статью о предпринимателе Елене Батуриной, выйдет в первоначальном виде.
Тираж нового номера не поступил в продажу в четверг, 30 ноября 2006 года, из-за недостаточной проверки фактов ключевой статьи номера.
Сдача тиража была приостановлена с целью обязательной дополнительной проверки фактов, изложенных в статье, а также внесения необходимых изменений в искажающую смысл цитату, вынесенную на обложку.
После проведенной проверки соответствия материала принципам журналистской этики изменения были внесены исключительно в текст цитаты, вынесенной на обложку. Сама статья изменена не была.
ИД Axel Springer прилагает все возможные усилия, чтобы декабрьский номер журнала FORBES оперативно поступил в продажу. Axel Springer считает необходимым разъяснить сложившуюся ситуацию и еще раз подчеркивает, что работа журналистов Издательского дома базируется на принципах свободы слова.
Дословно
Максим Кашулинский
Мне было важно, чтобы вышла статья, а не эта цитата. После того как стало известно, что руководство издательства приняло окончательное решение снять статью, я подал заявление об уходе. Считаю, что если западное издательство таким образом относится к своему делу в России, то это очень печально.
"Коммерсант", 01.12.2006
Юрий Лужков
Особые ценности - это самобытность нашего государства, которое насчитывает уже, ну, я бы сказал так, не одно, может быть, тысячелетие. Самобытность - это государственное устройство, это многонациональная страна, это многоконфессиональная страна, это страна, где сложилось уже свое отношение к системе государственного управления. Мы прошли и княжеский период, и царский период, и мы прошли советский период. И в этом плане самобытность, наша особенность - это факт, который...