У слов появился хозяин
Депутаты Госдумы в драматический момент своей жизни - еще не успев до конца выставить за дверь парламента коммунистов, не доделив комитеты и не расправившись с Селезневым, - неожиданно побросали дела свои скорбные и скоренько, во втором чтении, приняли закон о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о СМИ. "Яблочный" депутат Сергей Митрохин (вся фракция голосовала против новой редакции) заявил, что измененный закон дает властям всех уровней возможность расправиться с неугодными СМИ под предлогом неправильного названия - после перерегистрации не смогут существовать журнал "Юность" и радиостанция "Юность", питерский журнал "Звезда" и пермская газета "Звезда". А чем черт не шутит, может быть, и газета "Красная звезда" - ведь новая редакция закона запрещает существование не только одноименных СМИ, но и тех, чьи названия "имеют сходство". То есть можно предъявить претензии, например, газете "Новые известия", поскольку есть "Известия" старые; можно подергать "Новую газету" в связи с имеющейся просто "Газетой". По новому закону, читатели и телезрители должны расстаться либо с программой Евгения Киселева "Итоги", либо с журналом "Итоги". По мнению "яблочников", у "тезок" будет только один выход - объединиться под началом одного хозяина. "И мы знаем, кто его назначит", сообщил догадливый депутат Митрохин. Но хуже всего придется информационным телевизионным программам, особенно региональным.
Программа под названием "Новости" может быть отныне только одна. Сходное название "Новости дня" может уже не пройти в Минпечати. Или, наоборот, не пройдут "Новости", если это кому-нибудь окажется нужным.
Конечно, нет ничего удивительного в том, что за поправки к закону о СМИ проголосовал 251 депутат Госдумы. Проблема защиты интеллектуальной собственности действительно существует. Но заключается она не в одинаковых названиях: эту проблему можно было бы давным-давно решить, просто сразу не регистрируя в Минпечати одинаковые названия СМИ. Есть уже, например, в Самаре газета "Дело", стало быть, урюпинская газета, попытавшаяся зарегистрироваться под тем же названием, придумывает себе что-нибудь новенькое. Откуда профессиональный журналист (главный редактор) или издатель могут знать, есть ли на бескрайней территории РФ городская газета под названием "Наш город", например, или нет. Знание и распространение этих знаний по запросу подопечных журналистов и издателей - это прямая обязанность чиновников Минпечати. Стало быть, именно с них и спрос - при чем здесь зрители, читатели, издатели и журналисты?
С другой стороны, именно доселе существовавший порядок регистрации СМИ часто позволял власти (чаще - местным властям) душить не нравившиеся издания. В одной российской республике, например, была оппозиционная действующему президенту газета "Отечество". Очень радикально настроенная и очень популярная у читателей. Президент страшно расстраивался по этому поводу. Ушлые пиарщики посоветовали ему не расстраиваться по пустякам, а лучше дать им денег на издание другой, тоже оппозиционной по отношению к действующему президенту республики газеты. И такая газета появилась. Называлось "Мое Отечество", причем слово "Мое" было набрано очень маленькими буковками, а логотип "Отечество" был содран с первой оппозиционной газеты ноль в ноль. И верстка такая же, и шрифты. Только в настоящем "Отечестве" президента ругали беспощадно, а в другом, "Моем Отечестве", рассказывали про безобразия вообще. Ну, например: "Доколе же дворник дома номер восемь будет воровать метлы?" На выступления "Моего Отечества" власти республики реагировали немедленно. И через несколько дней в "Моем Отечестве" появлялась заметка в рубрике "Газета выступила. Что сделано?". В заметке говорилось, что дворик дома номер восемь чудом избежал расстрела (это я утрирую), но все равно был уволен. Тогда новая оппозиционная газета бралась за вскрытие других язв общества. Причем если президент республики хотел уволить кого-то из своего окружения, или районного чиновника, или милиционера, газета где-то за месяц до отставки жертвы начинала многосерийное расследование ее преступлений против населения. В общем, настоящее оппозиционное "Отечество" скоро тихо скончалось.
Теперь все будет проще. И, главное, дешевле. Не надо тратиться на создание управляемой оппозиции. Надо будет просто зарегистрировать "Мое Отечество" и в связи с этим просто "Отечество" закрыть. После чего прекратить финансирование "Моего Отечества". И волки сыты, и бабки целы. И голову ломать не надо. А главное - полный простор для свободы слова. Никто ничего не запрещает - все по закону.
Зачистка "однофамильцев". Газеты-двойники будут вытеснены из информационного пространства - Дайджест Фонда защиты гласности, выпуск # 81
Буква, похожая на Брежнева - VIP.Lenta.Ru, 04.04.2002
Статьи по теме
У слов появился хозяин
По новому закону, читатели и телезрители должны расстаться либо с программой Евгения Киселева "Итоги", либо с журналом "Итоги". По мнению "яблочников", у "тезок" будет только один выход - объединиться под началом одного хозяина. "И мы знаем, кто его назначит", сообщил догадливый депутат Митрохин. Но хуже всего придется информационным телевизионным программам, особенно региональным.