Можно ли приравнять Россию к Перу
Не так важно, что нам покажут на шестой кнопке. И дело вовсе не в конкретном имени победителя - "чужие" в конкурсе не участвуют. Однако есть в этом цирке по крайней мере одна симпатичная грань. Если исходить из того, что общество - как показывают опросы - все меньше интересуется политикой, а сам жанр политических или экономических обозрений становится все больше похож на отчетный доклад со съезда победителей, само телевидение получает шанс начать развиваться как культурный институт. В тяжелые для свободы слова времена - взять хотя бы брежневский застой - оно именно так и развивалось.
Публичное швыряние компроматами изживает себя как жанр - какие компроматы, когда достаточно посмотреть в воскресенье Женю Ревенко, дабы понять, кто у нас сегодня провинился. Судя по его последней программе, федеральная власть недовольна Лужковым - смотри репортаж про нехороших московских милиционеров, запросто позволяющих стукать по ученым головам профессоров и доцентов, имеющих несчастье проживать на юго-западе столицы. Другое дело, если вдруг не прогосударственный работник телевидения не выдержит и решит бесконтрольно вскрыть язвы на чистом теле общества. Ведь он, шельмец, будет исхитряться, дабы в зарисовке про половую жизнь пятнистого питона прозвучало, как некоторые гады из шкуры вылезают, дабы сожрать чужой кусок пожирнее, да так, чтобы никто не видел, - а бюджет от этого вместо профицита взял и свелся с дефицитом. А к Кудрину вообще охрану приставили, потому что какие-то злые люди задумали гнусное дело, наверняка связанное с бюджетом, - вот гады.
В этом смысле можно надеяться, что уж теперь-то мы получим на "шестерке" качественный, информированный, неангажированный, высококультурный и в то же время народный телеканал, отвечающий всем чаяниям как простых, так и весьма непростых зрителей. Однако несколько вопросов так и остались без ответа: зачем же понадобилось закрытие существовавшего телеканала, причем экстренное, со скандалом на весь мир, с демонстрацией того, кто в доме хозяин.
Впрочем, сейчас не время ждать ответов на подобные вопросы. Зато можно задаться другими, гораздо более приятными: например, почему бы конкурсной комиссии не отдать шестую кнопку одному из претендентов, чья основная специальность - как бы это помягче выразится - покупка за чужие деньги чего-нибудь нужного с последующей перепродажей этого нужного другим, только за большие деньги.
Ведь среди претендентов есть профессиональные спекулянты, есть и потенциальные. Вот пусть бы они и купили бы "шестерку". Для последующей перепродажи команде Киселева, Примакова, Вольского и олигархов - они купят. А разница в цене осталась бы в кармане первого приобретателя и использовалась бы по его собственному усмотрению - хотя бы и на оказание материальной помощи Министерству печати. А можно и не оказывать так, напрямую. Положить разницу себе в карман, зато перед продажей заключить эксклюзивный контракт на рекламу на "шестерке" с агентством "Видео Интернешнл".
Вот кто не вписывается в эту стройную конструкцию, так это спортсмены. Уж даже и знаю, кто более матери-истории ценен - Примаков с Киселевым или спорт с физкультурой. Но со спортом, как я слышала от знакомого народного аналитика в пивном баре, вышла совсем интересная загогулина. Оказывается, сообщает народный аналитик, у Владимира Путина есть на телевидении правая рука. Это Борис Абрамович Березовский, который очень Путину помогает, а все гонения - так, для маскировки. Ведь что получается? Получается, что до сентября на шестой кнопке по-любому будет идти спорт. А народ спорт любит и хвалит президента за спортивность. Спорт на шестой кнопке способствует неуклонному повышению рейтинга Владимира Путина. А из-за кого все так получилось, что по крайней мере до сентября спорта на телевидении завались? Правильно, из-за Березовского. А за экспроприированную собственность Березовский будет судиться для отвода глаз. Нешто он не понимает, что как ни присуди, собственности-то уже и нет. Эфир - штука летучая.
Нет поводов переживать за шестую кнопку, поскольку информационный ресурс давно используется в России не по назначению. В том смысле, что информирование общества, то есть населения и власти, о реально происходящих процессах сейчас вовсе не главная задача. Главная задача - понравиться. В этом Россия очень напоминает страны Латинской Америки, где часто случаются истории, очень похожие на истории с НТВ и ТВ-6.
Мексиканская медиа-империя Televisa, знаменитая своими сериалами, со дня своего основания поддерживала Институционно-революционную партию, но в 2000 году перед очередными выборами президента мексиканский олигарх-владелец удачно переориентировался, и когда на выборах победил кандидат оппозиции Висенте Фокс, благополучная жизнь продолжилась. То же самое проделала и конкурентка Televisa, частная компания TV Azteca, принадлежащая продавцу миксеров.
Но есть и другая история. Барух Ивчер Бронштейн, владелец фабрики матрацев Paraizo и перуанской телекомпании Frequencia Latina, в 1997 году неожиданно "решил предоставить полную свободу действий журналистам телеканала". До этого момента журналисты Ивчера были вполне лояльны президенту Альберто Фухимори, переизбранному к тому времени на второй срок. Тут-то и выяснилось, что по перуанским законам иностранцы не могут владеть контрольным пакетом акций национальных СМИ, - и Ивчер тут же был лишен перуанского гражданства, а вместе с ним и контроля над телеканалом. Олигарха обвинили в уклонении от уплаты налогов на фабрике матрацев, и он бежал в Майами. Телекомпанию Ивчера возглавили миноритарные акционеры, немедленно начавшие судебное преследование по обвинению его в мошенническом администрировании телеканала. В 2000 году после обмена компроматом с перуанскими властями Барух Ивчер триумфально вернулся в Перу, став символом борьбы за свободу прессы. И теперь живет душа в душу с новым президентом Перу Алехандро Толедо.
Но Россия - гордая и справедливая держава, не Латинская Америка, а Владимир Путин ну нисколько не похож на Альберто Фухимори. Такое сравнение ни за что не пришло бы в голову здравомыслящему человеку, особенно в свете пышно отмечаемой по всей России славной двухлетней годовщины с исторического дня избрания в едином порыве Владимира Владимировича Путина всенародно любимым президентом бесконечно благодарной страны.
ИНФОРМБЮРО: Судьба ТВ-6
Патаркацишвили: Мы победим по-перуански - 30.01.2002
Под сенью Примуса в цвету (комментарий Ильи Мильштейна) - 27.03.2002
Статьи по теме
Можно ли приравнять Россию к Перу
Нет поводов переживать за шестую кнопку, поскольку информационный ресурс давно используется в России не по назначению. В том смысле, что информирование общества о реально происходящих процессах сейчас вовсе не главная задача. Главная задача - понравиться. В этом Россия очень напоминает страны Латинской Америки, где часто случаются истории, очень похожие на истории с НТВ и ТВ-6.