статья Где совесть была - Попцов вырос

Илья Мильштейн, 23.01.2002
Фото с сайта ej.ru

Фото с сайта ej.ru

На шестой кнопке спорт круглые сутки, и уже кажется, что так было всегда. Человек - животное привыкающее и привычное ко всему. Прошел шок и у отдельных впечатлительных граждан: да разве можно так, товарищи сволочи?.. Можно, вот решение суда, вон там у дверей двое смолят мимо урны - приставы, там урядник, а вам, гражданин, вот сюда по лестнице и налево - в машину. Так про кого это ты - "сволочи"?

На шестой кнопке всегда был спорт: теннис, метание копья, дзюдо. Строгие, взвешенные комментарии по поводу закрытия ТВ-6 на других кнопках - это такие новости, скоро будут другие. Фантомные боли в том месте, где никогда ничего не было. Это лечится и поддается пиару.

Пиар незатейлив. Киселеву следует определиться, с кем он - с Березовским-Гусинским или с журналистским коллективом. Коллективу надо решить, за кого он - за свободу слова или за Киселева. "Хаотичные" действия руководства ТВ-6 "вынудили" министра печати Лесина отключить коллектив от эфира, изнемогая от боли и беспрерывных слез. Хуже того: министр уже не может предоставить коллективу временное вещание - таков закон. Раньше, позавчера, когда менеджеры компании кидали мажоритарного акционера, закон еще был мягок, а тут затвердел.

Даже еще печальней: Лесин отныне всего лишь "не исключает" возвращения ТВ-6 в эфир, тогда как на днях почти гарантировал и обещал всем сердцем поддерживать на грядущем конкурсе за право вещания. А теперь надо платить миллион за участие и еще сто тысяч за что-то, и все в баксах, а где взять такие деньги, если не у Березовского с Гусинским, которых не допустят (даже неинтересно - как)? Оттого скорбь в глазах министра, вековечная безутешная скорбь умного камергера на службе у фараона.

С государством все ясно, и нет нужды комментировать ни высказывания Лесина, Жириновского, Селезнева, Волина, Райкова и прочих представителей, мягко говоря, элиты, ни молчание президента, который еще вчера на весь Париж радовался личному знакомству с талантливыми журналистами ТВ-6. Нет нужды спорить, задохнувшись от возмущения. Нет нужды хвататься за сердце, в сотый раз услышав про "хозяйствующих субъектов", священные права собственности или скандальные нравы олигархов. Тут нервы побережем.

Речь о тех, кого принято называть демократами.

Едва в стране по-настоящему пахнет жареным и петух клюет в безостановочном режиме - они сразу на телеэкране, во всю ширь. "Совесть журналистского цеха" - Сагалаев, Попцов, Познер, кудрявая надежда либералов - Борис Немцов. Они шумно укоряют власть, их жутко волнует вольнолюбивое будущее России, отдельные смельчаки договариваются даже до того, что свобода слова никак не ниже прав собственности, но... И в этом "но", которое произносится с горьким вздохом и отчаянием последней правды, вся суть и диалектическое несовершенство мира. Но, господа, по совести, разве можно так: вчера отказывались от лицензии, а сегодня дезавуируете отказ? Но, родные мои, ведь вы же сами во многом виноваты? Но, милые, дорогие, любимые, единственные, неужели вы не поняли, что Березовский - бяка? А о зрителях своих вы подумали, уникальные вы наши?

Мера подлости, проявляемой властью, никогда не кажется безбрежной: на сей счет российская публика редко заблуждалась. Исторический опыт давно уж отучил удивляться. А вот степень низости тех, кто наследует в России демократические традиции, пока еще внове и оттого вызывает стойкое чувство позора и стыда. Поражает это противоестественное желание подмахнуть власти, помочь ей сохранить лицо, высечь самих себя телеграфным столбом.

Ведь никто же за язык не тянет. Никто не заставляет. Нечего сказать - молчи, как Гайдар. Нет - лезут, тянутся к микрофонам, горюют на всю страну, кроют бесстрашно суд и Лесина (не выше) и проклятого Березовского. Не терпится. И ведь вроде не дети малые, не надо объяснять, что не в олигархе, который еще вчера учил вас всех любить Путина, дело. А в той самой свободе слова, которую топчет ныне, как урка интеллигента, пресловутый путинский режим. И не надо бы в тот день, когда погас экран ТВ-6, мчаться в Кремль за наградой и, подобно Жванецкому, протискиваться к микрофону, чтобы посмешить нас заранее припасенным афоризмом.

Тщательней надо, ребята, следить за гигиеной души.

В России очень пусто. Речь не о шестой кнопке - там всегда был спорт, - но о людях, способных внятно и просто сказать правду. В политике и околополитической тусовке за редчайшими исключениями таких не осталось. Да их почти и не подпускают к экрану, записывая на телекамеры для каких-то иных нужд. И уже с трудом верится, что в родной стране когда-то (совсем недавно!) жил Сахаров и мучилось в политзонах поколение диссидентов. "Я считаю, что президент Путин адекватен России", - заявил однажды Немцов. Золотые слова, в камне бы высечь.

Илья Мильштейн, 23.01.2002