Отключение без права передачи
Итак, сегодня в полночь прекращено вещание ТВ-6. Постановление о ликвидации МНВК не было неожиданным для журналистского коллектива. Сюрпризом стало другое: требование судебных приставов к Министерству печати немедленно приостановить лицензию компании на вещание еще до создания ликвидационной комиссии. В пять часов вечера 21 января эта бумага оказалась на столах всех топ-менеджеров МНВК. Судебная власть проявила незаурядную оперативность. Но власть исполнительная перещеголяла коллег из дружественной ветви: Минпечати отозвало у ТВ-6 лицензию и прекратило вещание компании уже в полночь.
Судебное требование о приостановке лицензии в обеспечение решения о ликвидации появилось через считанные часы после того, как руководство МНВК направило в Минпечати письмо, в котором отозвало свое предыдущее обращение с отказом от лицензии. Евгений Киселев и его товарищи вернулись в правовое поле и публично признали свою ошибку, заключавшуюся в том, что топ-менеджеры пытались решить вопрос, находящийся в исключительной компетенции совета директоров. Жизнь очень скоро заставила прислушаться к Борису Березовскому, предупреждавшему, что скоропалительный роман с властью добром не кончится.
Судя по сделанным Киселевым намекам, власть в ходе переговоров выдвинула некие неприемлемые требования. Признания Путина в любви к журналистам ТВ-6 и обещания Касьянова оказать им "морально-политическую поддержку" были предназначены почти исключительно для внешнего употребления, чтобы улучшить информационный фон визита российского президента во Францию и Польшу. Теперь все видят, чего стоят эти слова.
Михаил Лесин в программе "Глас народа" говорил, что был бы рад видеть на шестом канале журналистский коллектив ТВ-6. Но уже на следующий день в "Зеркале" министр печати обмолвился, что тех, кто получит временную лицензию на вещание, справедливо было бы отстранить от участия в конкурсе на освобождающуюся частоту - чтобы никто, мол, не имел преимуществ перед конкурентами. Получалось, что команда Киселева должна была лишь обеспечить плавный переход телеканала к новому собственнику: чтобы оставшиеся до конкурса два-три месяца не было пустого экрана.
Отсутствие привычного вещания на одном из федеральных каналов - это угроза столь лелеемой президентом Путиным общественной стабильности. Но ради окончательной зачистки информационного поля власть не побоялась погасить неугодный канал. Неслучайно Евгений Киселев в воскресных "Итогах" выглядел весьма мрачно. Вероятно, уже тогда было ясно, что переговоры журналистов с Минпечати заходят в тупик. А теперь, хотя бы ценой своего ухода с телеэкрана, Киселев и его товарищи продемонстрировали общественности, во что обходится путинская стабильность. И ушли достойно, вновь подняв спущенный было флаг.
В чем же был камень преткновения? Скорее всего, повторилась та же ситуация, которая прошлой весной не позволила значительной части коллектива остаться на НТВ после смены собственника. Вероятно, как и тогда, власти потребовали, чтобы Евгений Киселев стал по сути чисто номинальным главой создаваемого ООО "ТВ-6" (не факт, что теперь его позволят создать). Он слишком тесно связан если и не с Березовским, то с другим опальным олигархом, Владимиром Гусинским, а, значит, не будет вполне управляем государством.
Разрыв с Березовским - явно не единственное требование, предъявляемое правительством коллективу ТВ-6. Другое - отказ от всяких попыток обрести финансовую независимость, обязательство взять в партнеры только того "стратегического инвестора", которого укажут из Кремля. Хотя трудно себе представить, как можно было бы поддерживать нормальное вещание ТВ-6 без того же Гусинского, владеющего правами на многие программы и телесериалы.
Теперь нужно будет какое-то время, чтобы навербовать штрейкбрехеров и затем передать им временное право на вещание до проведения конкурса. Возможно, неслучайно именно в эти дни Анатолий Чубайс объявил о намерении РАО ЕЭС избавиться от непрофильного бизнеса и передать акции Ren TV государству. Не нацелился ли он в дальней перспективе на ТВ-6? Быть может, то же Ren TV или еще один возможный претендент, компания "ВиД", поделятся программными ресурсами, чтобы обеспечить непрерывное вещание на 6-м канале после изгнания оттуда команды Киселева. А "стратегическим инвестором" вполне может стать таинственный банкир Пугачев, уже пытавшийся купить акции у Березовского.
В сложившихся условиях единственный оставшийся путь борьбы за сохранение ТВ-6 - юридический. Очевидно, постановление о приостановлении лицензии будет оспорено в кассационном порядке. Прецедентов ликвидации телекомпании федерального масштаба еще не было, а поэтому действия властей имеют довольно зыбкие юридические основания. Между тем государство очень торопится взять телевидение под полный контроль. Запад опомнился от потрясения 11 сентября и опять критикует действия России в Чечне. Цены на нефть пребывают в неопределенном и нестабильном состоянии, и нынешний экономический рост в России, уже почти прекратившийся, может перейти в глубокий кризис. Да тут еще Березовский грозит обнародовать документальные доказательства причастности ФСБ к взрывам в Москве и Волгодонске и к несостоявшемуся взрыву в Рязани. Если эти доказательства окажутся убедительными для Запада, президент Путин рискует стать "невыездным".
А сейчас на 6-м канале идут спортивные программы "НТВ+". Недаром президент Путин призывает народ больше заниматься спортом.
Статьи по теме
Отключение без права передачи
Судя по сделанным Киселевым намекам, власть в ходе переговоров выдвинула некие неприемлемые требования. Признания Путина в любви к журналистам ТВ-6 и обещания Касьянова оказать им "морально-политическую поддержку" были предназначены почти исключительно для внешнего употребления, чтобы улучшить информационный фон визита российского президента во Францию и Польшу. Теперь все видят, чего стоят эти слова.