статья Арбитр с часами на правой руке

Илья Мильштейн, 28.12.2001
NTVRU.com

NTVRU.com

Вот не судьба ребятам с ТВ-6 встретить свой (быть может, последний на этом месте работы) Новый год в праздничном настроении. Выпить если не за победу, так хоть за надежду. Надежду могут прихлопнуть уже завтра.

В Федеральном арбитражном суде Московского округа решено перенести рассмотрение кассационной жалобы адвокатов ТВ-6 с 16 января на 29 декабря.

Гадать нечего: такая спешка объясняется тем обстоятельством, что с 1 января меняется норма закона, по которой хозяйствующий субъект Федун-Алекперов собирается ликвидировать фрондирующего субъекта Березовского. Неудивительно, что по этому поводу всполошился "ЛУКОЙЛ". Удивительно, что спохватился суд. Впрочем, неудивительно и это...

Бодрая, оптимистичная, ясноглазая наша эпоха страдает лишь одним недостатком - отсутствием совести. А на ее месте, отчасти вопреки поговорке, вырастают разные удивительные вещи: то Кох с "Газпромом", то Федун с "ЛУКОЙЛом". Во времена Ельцина, уложив в снег охрану "Моста", положено было слегка стесняться и даже строить обществу обиженные глазки: мол, обнаглели совсем эти олигархи, вот и приходится охотиться на гусей. Однако даже Коржакову не мечталось, прикрыв, если удастся, какой-нибудь телеканал, тут же пригласить на работу уволенных сотрудников. Бегать за ними, уговаривать, сулить златые горы. Йордан с Кохом это делали отчасти тайно. Федун уже сегодня делит шкуру полуубитого ТВ-6 - гласно, с карнавальным размахом, с обиженным заранее лицом. На пресс-конференции.

Это стиль эпохи, ее отличительный знак, вроде ношения часов на правой руке. Это новый тип людей, которые не вчера родились, но такими сделались сегодня. Создать или купить медиа-бизнес, довести его до профессиональной кондиции и использовать в политических играх с властью - это удел хитроумных вчерашних романтиков, еще имевших понятие о том, что такое профессиональная журналистика. Еще способных рисковать, ставить не на тех, увлекаться веселыми играми, заиграться и проиграть.

Современные господа, промышляющие нефтью, газом или чем иным, проиграть не могут. Ибо игры тут совсем другие: по заданию партии, при поддержке шемякиных судов, под зычные крики о священных правах собственности обанкротить хороший телеканал, превратить конфетку в дерьмо и управлять дерьмом - долго, послушно и успешно, на государственные деньги, полученные в награду за удавшийся погром. Это такой капитализм, построенный при активном участии прежних олигархов, но получивший столь мощное творческое развитие в путинскую эпоху, что о временах прежних, многое простив и позабыв, вспоминаешь как о золотом веке. Да он ведь и вправду блестел, и посверкивал в те годы, когда Березовский с Гусинским вели свои запальчивые споры о России... ладно, не буду. Забыл, куда пишу.

Век политика краток. ПоЈшь, прижмурив от счастья глаза, сладкую осанну лично дорогому Леониду Ильичу - а он уж и сам прижмурился, и обижен посмертно, и позабыт. Рукоплещешь Ельцину, твердой стопой попирающему танк, - а дедушка уже на пенсии, и без мата его мало кто может вспомнить. Славишь любимого полковника, с трудом разглядывая время на правой руке, - а время-то уж прошло, и новый избранник взбирается трон, и строго на тебя смотрит, как в прошлое.

И вот уж о прежней эпохе с ее бесконечной пиаровской войной, скучными диалогами с народом по всем гостелеканалам, мягкой полицейщиной и дикой шпиономанией говорят с высоких трибун как об эпохе бесстыдства, абсолютного презрения к праву, бесконечного унижения свободы при полнейшем равнодушии общества. И ты все это связываешь с одним коротким именем, с одним низкорослым человеком, которому поклонялся, хотя дело не в нем. Ты сам дал себя унизить, сам встал в шеренгу с идущими вместе и попер - до ближайшей пропасти. И телеэкран грустно помигал тебе на прощанье.

Илья Мильштейн, 28.12.2001