Политику не хаваем
Явно неполитическое решение апелляционной инстанции московского Арбитражного суда, случившееся вчера в темное время суток, общество восприняло с сонным равнодушием. Более того: заранее опрошенные ВЦИОМом граждане в большинстве своем сообщили, что "не сочли бы закрытие ТВ-6 большой потерей". Зевая, респонденты добавили, что и без любого другого центрального телеканала они как-нибудь проживут.
Все это очень интересно. Гораздо интереснее, чем причины, подвигнувшие Вагита Алекперова тяжко призадуматься о том, что на протяжении последних двух лет чистые активы телекомпании были меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом. Какая разница, что за команда играла тогда на шестой кнопке и отчего это годика, скажем, полтора назад негосударственный пенсионный фонд "ЛУКОЙЛ-Гарант" не возбуждался по этому поводу?
Любопытен, впрочем, один весенний штришок из жизни современных равноудаленных: в апреле месяце 2001-го, когда на ТВ-6 явился изгнанный с НТВ Киселев, "ЛУКОЙЛ-Гарант" был страшно обеспокоен "попытками разрушить редакционный коллектив ТВ-6". Но и в те дни речь, конечно же, шла не о политике, но о споре хозяйствующих субъектов. Люди Алекперова пугались, что "попытки политизировать канал могут негативно отразиться на его инвестиционной привлекательности". Пугались, впрочем, напрасно: баланс работы ТВ-6 за последние полгода положительный. Новая команда совершила чудо, превратив вялый и бездарный молодежный канал в один из самых популярных общероссийских. О его инвестиционной привлекательности ходят легенды... Но было уже поздно: адвокаты "ЛУКОЙЛа" вместе с судьями вовсю считали чистые активы.
Повторюсь, все это не слишком интересно. Кох ли, Алекперов, Волошин или кто другой - все это такая скука, так предсказуемо и одинаково, что скулы сводит. Политику не хаваем, как говорили довлатовские герои. Мнение граждан - вот что по-настоящему важно для нас. Ибо если общество ощущает неодолимую потребность в разнообразии, то никакие кохи с их кукловодами журналистам не страшны. А ежели обществу до фонаря, то любой, самый абсурдный иск завершится явно неполитическим судебным приговором и любой алекперов по дешевке приватизирует самую доходную компанию, объявив ее банкротом.
Но отчего же мы, граждане, так сонливы, ленивы и нелюбопытны? Разве не интересно, чем в субботу нас порадует Шендерович? Без Светланы Сорокиной разве не опустеет голубой экран? Каким способом, наконец, найдет свое нелегкое женское счастье низкорослая девушка за стеклом? Ну хоть чем-нибудь нашу публику можно пронять? Говорю не о широких протестах, не об актах гражданского неповиновения, упаси бог, мы против властей не бунтуем, но хоть в тайных-то опросах можно было посожалеть о судьбе ТВ-6?
Похоже, мы еще не осознаем размеров общественной усталости и гражданского равнодушия в стране. Психосоциолог скажет, что это реакция на полтора минувших десятилетия, наполненных смутами, страхами, войнами и надеждами, которые не сбылись. Никак не откликаясь почти ни на что, мы бережем силы и нервы для новых потрясений, которые уже предчувствуем. Рухнут ли цены на нефть, явится ли бен Ладен в Россию - тогда и проявим свой общественный темперамент. Сидя в стеклянном доме, глупо швыряться камнями в Кремль... Уникальная ситуация складывается в стране. Народ, голосующий как надо; элиты, сплотившиеся вокруг президента; четвертая власть, поделенная олигархами, - все раздроблены и равнодушны друг к другу. В сущности, почти никто не против подсудного телеканала, но почти никто и не за. Почти никто не против свободы, но можно и без нее. Почти все поддерживают существующую власть, но поддержат и другую. Плевать.
Современная российская жизнь фрагментарна. Кремль - это несколько десятков людей, вершащих большую политику. ТВ-6 - это несколько десятков людей, занимающихся журналистикой. Вокруг - пустыня, частная жизнь, сонные телезрители. Если государство ведет войну против телеканала, то это война очень одиноких людей. Нет почти ни болельщиков, ни сочувствующих всерьез, оттого игра лишена азарта. Не победа, а фрагмент победы. Не погром, а фрагмент погрома. Если все эти осколки склеить, то получится Россия. И опять, зевая, распадется на куски.
Судьба ТВ-6 пока еще, к счастью, не решена. Теперь слово за кассационной инстанцией Федерального арбитражного суда Московского округа, его очередь принимать неполитическое решение. А самой последней инстанцией, выносящей окончательный, не подлежащий обжалованию неполитический приговор, будет Путин. Он и решит, какими были чистые активы и чистая прибыль на ТВ-6 в последние года два. Мы не ощутим эту прибыль как потерю.
"ЛУКОЙЛ" - гарант свободы слова - Грани.Ру, 28.09.2001
Гражданское общество (досье Граней.Ру)
Статьи по теме
Политику не хаваем
Современная российская жизнь фрагментарна. Кремль - это несколько десятков людей, вершащих большую политику. ТВ-6 - это несколько десятков людей, занимающихся журналистикой. Вокруг - пустыня, частная жизнь, сонные телезрители. Если государство и ведет войну против телеканала, то это война очень одиноких людей.