Уроки функельшпиля, или Момент лжи
В интервью американской телекомпании ABC накануне своей поездки в США российский президент попенял американскому коллеге (да и себе тоже), что в антитеррористической операции недооценивается роль информационного противоборства. Террористы, мол, на информационном поле и наступательней, и агрессивнее, и образней, и эмоциональней. А наши СМИ только и льют воду на мельницу врагу. В частности, "если, скажем, мы сталкиваемся, к сожалению, с потерями среди мирного населения, это постоянно муссируется, преподносится, преувеличивается", а в итоге - расшатывается "внутренее единство международной коалиции". Выводы Владимир Путин в интервью не делает. Но ясно, что пора бы уже снова приравнять перо к штыку. Как это сделать без ущерба демократическим ценностям, на верность которым Россия вроде бы уже присягнула? Вопрос, не имевший доселе ответа на российской почве.
Есть уже давно освоенный (не только Россией, но и другими странами) путь: введение жесткой цензуры. В силу вынужденных обстоятельств. На период военной кампании. С неминуемой уголовной ответственностью за шаг влево или вправо. В России для этого надо лишь немного подкорректировать закон о военном положении - допустить распространение его запретительно-карающих статей на СМИ и без введения такового положения. Скажем, по высочайшему указу. Граням.Ру доподлинно известно, что в Госдуме, особенно в проправительственных фракциях готовность к таким поправкам - номер один. Была бы отмашка из Кремля. Опять же наготове и проект основ военного строительства до 2010 года. Если этот документ будет принят президентом, перо окажется юридически приравненным к штыку. Точнее сказать, к "системам высокоточного вооружения". Со всеми вытекающими последствиями для вольнодумной пишущей и снимающей братии.
Надо отдать справедливость Владимиру Путину: он прав, подчеркивая роль информации в современном мире. Вопрос в том, как разрешить проблему информационной безопасности, не устраивая из страны ГУЛАГ. Такого опыта у нас еще не было. И что-то подсказывает - еще долго не будет.
Настораживает, что Владимир Путин, судя по всему, считает слабостью телеканала или печатного издания его бесстрастность, ненаступательность, неагрессивность. Кровь должна закипать в жилах, ярость вскипать благородная, когда по российскому ТВ идут репортажи о зверствах талибов. И - никаких других репортажей. А чтобы не "муссировать", не "преподносить" и не "преувеличивать", о жертвах среди мирного населения лучше вообще молчать.
Максимально точная и свободная от комментария информация - в контексте антитеррористической операции этого уже недостаточно. Более того, это непростительная глупость, если не предательство. Вон террористы как нас переигрывают - и врут, и подтасовывают, и на чувствах играют. А в итоге бьют нас на информационном фронте. И если принимать такую шкалу оценок, то, конечно, с информационнной безопасностью и в России, и в США из рук вон плохо: много ложной стыдливости, боязни, не дай Бог, наступить на ногу демократии, ущемить свободу слова. А надо бы по законам военного времени...
Владимир Путин наверняка в силу своего профессионального образования знает, что такое функельшпиль. Радиоигра в известном смысле применима и в большой политике. Как и в разведке, здесь главная роль за перевербованным вражеским радистом. В наших условиях - это средство массовой информации. Скажем, с устоявшейся репутацией оппозиционного телеканала или издания. Радист уже "под колпаком", стучит донесения со слов нового шефа-контрразведчика, а на том конце все принимается на веру, за чистую монету. На "том конце" жмут привычно на шестую кнопку, полагая, что уж где-где, а здесь-то они получат свою порцию голой правды. И когда им предлагают репортаж о севе озимых на разминированных чеченских полях как образец самой что ни на есть горькой правды о войне, то хоть и мнутся, кривятся, чертыхаются, да смотрят. Все-таки "радист" свой, проверенный временем. Кому верить, если не ему. Это и есть чистая победа в функельшпиле. Разведчик Путин не может не знать толк в такого рода операциях. Оттого, к слову сказать, и перелицовывается сегодня втихую НТВ, подбиваются клинья под ТВ-6. И никаких резких смен политического имиджа. Никаких скандальных поправок в законы и Конституцию. Никаких публичных порок. Главное, чтобы "радист" работал под контролем.
Вот с таким ноу-хау в области государственной информационной безопасности Владимиру Путину будет не стыдно появиться на ранчо Джорджа Буша.
Война с международным терроризмом (досье Граней.Ру)
Россия и США (досье Граней.Ру)
Статьи по теме
Уроки функельшпиля, или Момент лжи
На "том конце" жмут привычно на шестую кнопку, полагая, что уж где-где, а здесь-то они получат свою порцию голой правды. И когда им предлагают репортаж о севе озимых на разминированных чеченских полях как образец самой что ни на есть горькой правды о войне, то хоть и мнутся, кривятся, чертыхаются, да смотрят. Все-таки "радист" свой, проверенный временем. Кому верить, если не ему. Это и есть чистая победа в функельшпиле. Разведчик Путин не может не знать толк в такого рода операциях.