За решетку с чистой совестью
В очередной доклад о свободе прессы в мире Госдепартаменту США придется включить собственную страну в качестве нарушителя этой свободы. В Хьюстоне, Техас, третью неделю сидит за решеткой по обвинению в оскорблении суда 33-летняя журналистка Ванесса Леггетт. Она имеет все шансы провести в тюремной камере ближайшие полтора года. Ей отказано в освобождении под залог. Заседание суда было закрытым для прессы и публики. Вина Ванессы Леггетт велика: она отказывается передать властям материалы журналистского расследования, которое она вела в течение четырех лет, опросив сотни людей в семи штатах.
16 апреля 1997 года в своем доме в Ривер-Окс близ Хьюстона была найдена убитой Дорис Энглтон 36 лет. На ее теле обнаружили 13 огнестрельных ран. Подозрение пало на мужа жертвы, миллионера Роберта Энглтона. По версии предварительного следствия, он был заказчиком убийства, исполнителем же - его родной брат Роджер. Мотивом преступления, по мнению полиции, стал хладнокровный расчет: отношения между супругами были вконец испорчены, и Энглтон якобы опасался, что в случае развода ему придется выплатить бывшей жене круглую сумму по брачному контракту. Через четыре месяца после начала расследования подозреваемые были арестованы. Не дожидаясь суда, Роджер Энглтон покончил самоубийством в тюрьме, оставив записку, в которой признался в преступлении. Роберт Энглтон в августе 1998 года был оправдан за недостатком улик. Убийство остается нераскрытым по сей день.
Ванесса Леггетт взяла интервью у Роджера Энглтона незадолго до его смерти. Готовясь к судебному процессу, хьюстонский прокурор направил ей повестку с требованием предоставить в распоряжение обвинения пленку с записью интервью и его текст. Журналистка подчинилась, заручившись обещанием судебных властей вернуть материалы. Интервью, однако, ничем не помогло обвинению.
С тех пор никакой новой версии у следствия так и не появилось. Судить дважды за одно и то же преступление в Америке нельзя. Власти, правда, нашли способ подобраться к Роберту Энглтону с другого боку: он подозревается в уклонении от налогов, отмывании криминальных доходов и участии в нелегальном игорном бизнесе. Но доказательств опять не хватает, и теперь от Ванессы Леггетт, которая пишет книгу об убийстве Дорис Энглтон, требуют передать следствию все имеющиеся у нее материалы, включая черновики и записные книжки, а также раскрыть источники информации. Прокуроры надеются, что в этих материалах найдутся нужные им зацепки.
20 июля г-жу Леггетт вызвали на закрытые слушания в федеральный окружной суд Хьюстона. Судья Мелинда Хармон предложила ей отдать материалы добром. Ванесса заявила, что предпочитает тюремное заключение. "Я не мученица, - сказала она. - Я лишь делаю то, что должна делать в интересах свободы прессы". При этом она сослалась на свое конституционное право вести независимое расследование и не разглашать имена информаторов. Леггетт, объяснил ее адвокат, полагает, что сотрудничество с властями лишит ее статуса независимого журналиста и подорвет доверие к ней ее источников, не говоря уже о том, что, лишившись всего архива целиком, она не может продолжать работу над книгой.
В отличие от своих коллег во многих других демократических странах, американские журналисты не пользуются абсолютным правом на конфиденциальность своей информации и своих источников. В 1972 году Верховный суд США большинством в один голос постановил, что единственная привилегия, которой обладает в таких случаях журналист наравне с любым другим гражданином, - это право не давать показания против самого себя, гарантированное Пятой поправкой к Конституции. Тем не менее во многих штатах (но не в Техасе) действуют законы, защищающие как источники журналиста, так и неопубликованные материалы. Кроме того, согласно федеральному закону 1973 года, требование о предоставлении материалов журналистского расследования, а тем более постановление о тюремном заключении журналиста должно быть завизировано лично министром юстиции США. Проблема в том, что техасский суд отказывается признать Ванессу Леггетт профессиональным журналистом. Она не является штатным работником СМИ, а преподает в колледже, а потому, по мнению суда, и не защищена законом 1973 года. Американские правозащитные организации с такой квалификацией не согласны: Ванесса Леггетт, утверждают они, собирала информацию для последующего распространения, а значит, подлежит защите наравне с любым другим профессионалом.
Министерство юстиции отмалчивается. Адвокат Ванессы Леггетт говорит, что его клиент сожалеет о сотрудничестве с властями. По его мнению, суд пользуется тем, что у Леггетт ограниченные возможности, - он никогда не стал бы преследовать репортера крупного издания, которое бросило бы на защиту своего сотрудника немереные деньги и лучших адвокатов страны. Если апелляционный суд не пересмотрит решение судьи Хармон, Леггетт останется за решеткой вплоть до истечения срока полномочий нынешнего состава большого жюри - 18 месяцев.
The Reporters Committee for Freedom of the Press: Vanessa Leggett in Jail
Imprisonment of the Press - ABCNEWS.Com, 01.08.2001
Статьи по теме
За решетку с чистой совестью
20 июля г-жу Леггетт вызвали на закрытые слушания в федеральный окружной суд Хьюстона. Судья Мелинда Хармон предложила ей отдать материалы добром. Ванесса заявила, что предпочитает тюремное заключение. "Я не мученица, - сказала она. - Я лишь делаю то, что должна делать в интересах свободы прессы". При этом она сослалась на свое конституционное право вести независимое расследование и не разглашать имена информаторов.