статья Женщина на вашингтонскому посту

Владимир Абаринов, 19.07.2001
Кэтрин Грэм с Бобом Вудвордом и Карлом Бернстайном в 1972 году. Фото из архива Washington Post

Кэтрин Грэм с Бобом Вудвордом и Карлом Бернстайном в 1972 году. Фото из архива Washington Post

Скончалась Кэтрин Грэм, издатель и владелица газеты Washington Post. Это имя золотыми буквами вписано в историю американской журналистики.

"Столица и вся страна оплакивают сегодня утрату любимой первой леди американской журналистики, - говорится в заявлении президента Буша. - Г-жа Грэм стала легендой при жизни, потому что она была настоящим лидером и настоящей леди: железная, но и застенчивая, властная, но и скромная, известная своей честностью, всегда любезная и великодушная к другим".

Мэр Вашингтона Энтони Уильямс приказал приспустить флаги на столичных государственных учреждениях в знак траура.

Кэтрин Грэм унаследовала свое дело от мужа Филипа Грэма. Обанкротившуюся газету Washington Post в 1933 году купил на аукционе ее отец Юджин Мейер, эльзасский еврей-иммигрант, о котором Джон Пирпонт Морган однажды сказал: "Следите за этим малым, а не то дело кончится тем, что он завладеет всеми деньгами на Уолл-стрит". Спустя шесть лет Кэтрин Мейер познакомилась с молодым юристом Филипом Грэмом и стала его женой. Глава компании, чей сын к тому времени стал врачом, предложил передать дело зятю, и тот согласился. В 1961 году к компании добавился еженедельник Newsweek, затем две телевизионные станции. В 1963 году Филип Грэм, страдавший тяжелой депрессией, покончил самоубийством, и у руля встала его вдова. Семь лет назад она уступила пост председателя совета директоров сыну Дональду.

Именно под ее руководством Washington Post стала газетой мирового класса и одной из двух главных газет Америки. Этому способствовали два принятые г-жой Грэм решения: о публикации досье известного как "документы Пентагона" и о журналистском расследовании Уотергейтского скандала.

В первом случае газета бросила вызов режиму секретности, в котором принимались жизненно важные для страны решения, но достигла гораздо большего: Верховный суд США признал неконституционными попытки исполнительной власти надеть намордник на прессу, хотя бы власть и руководствовалась своим пониманием национальных интересов. Первейший национальный интерес, постановил суд, состоит в том, чтобы обеспечить гражданам свободу слова и право на информацию.

Уотергейт Боба Вудворда и Карла Бернстайна остается непревзойденным образцом журналистского расследования, достигшего максимально возможного эффекта - досрочной вынужденной отставки президента. Прозорливость Кэтрин Грэм сработала безошибочно. Ведь Уотергейтское дело начиналось с пустяков и раскручивалось годами, за это время Ричард Никсон был избран на второй срок, однако репортеры не сбились со следа и все-таки настигли жертву. В разгар скандала Никсон жаловался советскому послу Добрынину, что при помощи публикаций в Post американские евреи мстят ему за его политику на Ближнем Востоке. Президент выяснял, нельзя ли устроить так, чтобы Post сменила владельца, но советники лишь развели руками.

Кэтрин Грэм в 1998 году послу получения Пулитцеровской премии. Фото из архива Washington Post Вместе с популярностью к газете пришел финансовый успех. За три десятилетия руководства Кэтрин Грэм доходы компании выросли в 20 раз, ее акции стали котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже. В 1997 году за книгу своих мемуаров "Личная история" она получила Пулитцеровскую премию. Быть гостями ее дома в Джорджтауне почитали за честь самые могущественные люди этого мира. Своим личным другом Кэтрин Грэм считали президенты США Линдон Джонсон и Рональд Рейган, президент Франции Жискар д'Эстен, федеральный канцлер ФРГ Вилли Брандт, британский премьер Эдвард Хит, принцесса Диана Уэльская. Нэнси Рейган сказала о ней просто: "Без нее Вашингтон не будет прежним".

Кэтрин Грэм было 84 года. Причиной ее смерти стала травма головы, полученная при случайном падении на улице. Это произошло в городе Сан-Вэлли, штат Айдахо, куда г-жа Грэм приехала на деловую конференцию.

В свое время Юджин Мейер заплатил за Post 825 тысяч долларов. В прошлом году доходы The Washington Post Co. составили 2,4 миллиарда. Компания остается в руках семьи Грэм, которая контролирует все акции класса А, дающие право избирать 70 процентов членов совета директоров. 30,8 процента этих акций принадлежали лично Кэтрин Грэм. Ее последняя воля еще не оглашена, однако знатоки считают крайне маловероятным, что семья уступит кому-либо контроль над компанией. При известии о смерти владелицы курс акций В подскочил почти на 5 процентов. Но серьезные аналитики уверены, что Washington Post останется семейным бизнесом.

Washington Post: Katharine Graham Remembered
The Post and Watergate
Верховный суд США и свобода слова (справка Граней.Ру)
США: внутренняя политика (досье Граней.Ру)

Владимир Абаринов, 19.07.2001