статья Ни олигарху свечка, ни государству кочерга

Виталий Портников, 22.05.2001
Фото НТВ.Ру

Фото НТВ.Ру

Усилия главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова по передаче контрольного пакета акций редакционному коллективу, кажется, могут увенчаться успехом. Я не склонен сейчас вдаваться в размышления относительно того, почему и Владимир Гусинский, и "Газпром-Медиа" готовы отказаться от своих акций. Можно сказать, что Гусинскому нечего терять, а Коху не нужна еще одна головная боль в виде радиостанции. Но сегодня не это главное. Главное - прецедент. Прецедент, который демонстрирует, что существование независимого от групповых интересов и государственной пропаганды СМИ все-таки возможно.

Конечно, нельзя сравнивать влияние радиостанции "Эхо Москвы" с влиянием телекомпании НТВ. Многие наблюдатели в "переходный" в истории этого телеканала период высказывались в том смысле, что на самом деле государство не так уж и обидчиво, просто оно беспокоится за связанный главным образом с "ящиком" смущенный ум электората и после установления тотального контроля за телевизионным пространством быстро успокоится. Но в ситуации с "Эхом Москвы" есть и еще одна составляющая, которую нельзя не учитывать.

Коллектив этой радиостанции - если иметь в виду ее костяк - сформировался еще в период, когда о Владимире Гусинском знали лишь в узких кругах любителей театра и мелкого бизнеса. Если и редакция газеты "Сегодня", и коллектив телевизионной компании НТВ, и коллектив журнала "Итоги" формировались уже в холдинге "Медиа-Мост", то "Эхо Москвы" примкнуло к холдингу главным образом по финансовым соображениям. Теперь мы видим расколы в НТВ, уход части журналистов из закрытой газеты "Сегодня" в журнал "Итоги", оставшийся без старой команды. А коллектив "Эха Москвы" вряд ли бы раскололся. Вопрос стоял просто - существовать или нет единственной негосударственной новостной радиостанции в столичном эфире? И бывший основной акционер, и нынешние решили этот вопрос в пользу "Эха Москвы".

Не знаю, является ли "Эхо Москвы" просто радио, которому повезло, или власти действительно нет интереса ни к чему, кроме телевидения. Не знаю, какой будет экономическая модель развития станции в условиях, когда деньги придется находить без Гусинского и Коха. И тем не менее уже можно говорить о важном прецеденте в развитии российских СМИ: акционеры признают право редакционного коллектива на самостоятельность. Это признание может отразиться на ситуации с российской региональной прессой - ведь известно, как ревниво следят провинциальные власти за происходящим в области СМИ в столице и как начинают отрезать дома пальцы после очередного маникюра в Москве. Скажется оно, быть может, и на перспективах российских электронных СМИ.

Попросту говоря, коллектив радиостанции "Эхо Москвы" просто напомнил обществу, что журналисты - тоже люди, люди, которые не хотят, чтобы их почем зря использовали как всевозможные рычаги и отбойные молотки. И общество в лице его лучшей - элитарно-политической - части в первый раз с этими самыми журналистами согласилось...

Виталий Портников, 22.05.2001