статья "Эхо" прошедшей войны

Федор Лоцман, 04.05.2001
Съемки НТВ

Съемки НТВ

В войне между властью и бывшим медиа-олигархом Владимиром Гусинским поставлена формальная точка: состоялось решение Черемушкинского суда о передаче находящихся в залоге у "Газпром-Медиа" акций более двух десятков компаний, входящих в холдинг "Медиа-Мост". Однако о мире говорить пока рано.

Накануне журналисты и руководители ряда СМИ, входящих в холдинг, даже не знали точное время проведения суда. Им это было малоинтересно: они, мягко говоря, догадывались о предстоящем решении. Но самое интересное заключается в том, что до суда со стороны "Медиа-Моста" никто не предпринимал никаких активных действий. Некоторые руководители мостовских СМИ вообще были в отпусках. В суд тоже никто из представителей холдинга не пришел. Адвокат "Газпром-Медиа" Дмитрий Матвеев выразил недоумение по поводу того, как "Медиа-Мост" без боя отдал свои компании.

Нельзя исключать, что имела место некая договоренность между Гусинским и Кохом. Первый понимал, что и так все потеряет и разогнавшийся каток с Альфредом Рейнгольдовичем вместо валика уже не остановить. Второй, наломавший дров с НТВ, благодаря чему главный стратег всей этой войны вошел в черные списки международных журналистских организаций, явно не хотел усугублять ситуацию и дальше крепить свой имидж душителя свободной прессы. Как говаривал Глеб Павловский, "олигархов (в данном случае Гусинского) возьмут в члены ликвидационных комиссий". Цена вопроса для медиа-магната понятна - это прекращение борьбы. Интереснее, что отдали ему его оппоненты. По слухам, ему было обещано, что он, разумеется, оставаясь в изгнании, может продолжить занятие мелким медиабизнесом, в частности, выпускать газету (конечно же, "Сегодня") и журнал (это, как вы догадались, "Настоящие Итоги"), а также интернет-издания. Телевидения и радио у Гусинского не будет. Во всяком случае, формально.

Если наши источники не ошибаются, главным яблоком раздора во всей этой истории оказалось "Эхо Москвы", которому в решающий момент помогла дипломатичность его руководства, прежде всего главного редактора Алексея Венедиктова. Он предложил формулу, по которой часть акций "Эха" выкупается трудовым коллективом (у него уже есть 37 процентов), становящимся в итоге главным акционером. Понятно, что для "Газпрома", то есть Кремля, здесь важны не деньги, а принцип - радио выходит из-под контроля Гусинского. Формально так было и раньше (у "Медиа-Моста" ранее было 38 процентов акций, а после судебного решения осталось всего около 13 процентов), однако можно предположить, что есть договоренность о фактическом превращении "Эха" в эдакого колобка, который ушел и от "Газпрома", и от "Моста". На это намекали и руководители "Эха Москвы" в своих недавних интервью, в частности, упоминая о неких "политических" условиях со стороны "Газпром-Медиа", которые радиостанция постарается выполнить, если ей дадут выкупить акции.

Политическое условие одно, и оно читается легко - "не надо нам никакой вашей лояльности, только киньте Гуся" (тут имеется в виду разрыв многолетних неформальных связей руководства радиостанции со своим олигархом). В пользу этой версии говорит и то, что, по некоторым данным, принятый давным-давно устав радиостанции не дает свободы для маневра собственника: даже обладая контрольным пакетом акций он не может без шума и пыли сменить совет директоров, а затем назначить нового главного редактора. Понятно, что ввяжись "Газпром-Медиа" в эту бодягу, визгу было бы хоть отбавляй. Так что с "Эхом", очевидно, решили не связываться. К тому же кто еще будет играть роль "символа свободы слова" при режиме Путина. Не "Новая газета" же, право слово. Тем более что прибрать "Эхо" к рукам в нужный момент не составит для Кремля никакого труда. Ну, например, тарифы за сигнал увеличить - и привет.

Похожая история с сайтом НТВ.Ру, о ситуации с которым мы уже писали. Понятно, что имея такой справедливый суд, как Черемушкинский, можно отсудить как домен, так и использование логотипа и картинок. Но и тут, видимо, война уступит место деловым переговорам: ведь НТВ нужна не выжженная земля в виде домена и отсуженного логотипа. Борис Йордан понимает, что телекомпания нуждается в интернет-ресурсе. Создать его с нуля - дорого и хлопотно. Зато можно безболезненно купить у того, кто и так все потеряет. Поэтому возможен следующий вариант - ЗАО "НТВ-Портал.Ком", которому принадлежит НТВ.Ру, за не слишком большие деньги (около 100 тысяч долларов, что смешно на фоне трат НТВ) продает домен, движок, оболочку и обучает новый персонал пользованию всем этим добром. На полученные деньги люди, работающие ныне в НТВ.Ру, могут открыть новый ресурс, как раз одно из интернет-изданий Гусинского, о котором упоминалось в самом начале.

Все говорит о том, что пушки медиа-войны замолчали. Вместо муз поют менеджеры и договариваются о разделе сфер и послевоенном устройстве. Даже некоторые партизаны выходят из леса и нанимаются к оккупантам. Возвращается физическое лицо Льва Новоженова (без "Тушите свет", но со "Старым телевизором"), Павел Лобков решил полностью отдать себя "Растительной жизни", ходят подобные слухи и о многих других "ушедших". Передел рынка СМИ завершен, самое время обрушить цены на рабочую силу, то есть, попросту говоря, журналистские зарплаты, которые в свое время взвинтил именно Гусинский, без стеснения перекупая "золотые перья" из других изданий. Кстати, на НТВ уже поговаривают о предполагаемом существенном сокращении зарплат с июня. Но это, как говорится, совершенно другая история.

Федор Лоцман, 04.05.2001