Михаил Федотов: "Надо строить не дамбы, а корабли"
Секретарь союза журналистов России, один из авторов закона о СМИ Михаил Федотов по просьбе Граней.Ру комментирует принятие Госдумой поправки, ограничивающей участие иностранного капитала в российских средствах массовой информации.
Михаил Федотов: Эта поправка представляет собой реакцию на желание г-на Тернера вложить деньги в развитие НТВ. Мы поняли из этой поправки, что наши парламентарии в большинстве своем категорически против того, чтобы иностранцы вкладывали свои деньги в российские СМИ, рассматривают это как угрозу национальной безопасности. У меня вопрос: а то, что они вкладывают деньги в нефтяную и газовую промышленность, в другие добывающие отрасли, в любую, вплоть до пищевой, - не составляет угрозы национальной безопасности? Будут, например, выпекать хлеб, могут туда и толченого стекла набить.
Сама по себе эта идея порочна. Открытое информационное общество - это океан, дамбы в нем ставить бессмысленно, надо корабли строить. А мы пытаемся строить дамбы. В то же время я считаю, что такая норма нужна в законе, пусть будет, в моем варианте новой редакции закона о СМИ гораздо более низкий порог был установлен - у меня было 25 % для иностранного инвестора. Здесь более льготные условия для него предлагаются. Но при этом надо отдавать себе отчет в том, что эта норма работать не будет. Это страшилка, а не правовая норма. Потому что вы запрещаете иностранному юридическому лицу быть учредителем - а он учреждает российскую организацию. Вы говорите: а она тоже не может быть. Тогда российская организация создает еще одну российскую организацию. А она уже может? Может. Через цепочку дочерних независимых обществ можно решить ту же самую проблему. Элементарно. Так происходит во всем мире. Известный случай - Мэрдок, австралиец. Он взял американское гражданство. Чего они добились? Что прибавилось в США от того, что он получил американское гражданство? Ничего. А он расширил свою медийную империю.
Мне кажется, закон не сможет реализовать ту идею, ту цель, которая в нем заложена. Представьте себе: нефтяная компания со стопроцентным иностранным капиталом покупает здание или арендует его. Дальше покупает оборудование, а потом сдает здание с оборудованием некой телекомпании, которая учреждена неким гражданином РФ Ивановым Иваном Ивановичем и ему принадлежит. У него собственности ровно на 2 рубля, а ему за полтора сдают в аренду здание и оборудование. Спрашивается, кому принадлежит эта компания? Формально - Иванову Ивану Ивановичу, а фактически - иностранной фирме. Поэтому я категорический противник принятия нормативных актов, за которыми нет ничего, кроме желания. Желание есть, а юридического механизма нет.
Этим проектом мы никаких реальных механизмов не создали, но создали страшилку, дали понять, что ни-ни, не ходи к нам, иностранный инвестор.
И врагу никогда не гулять по редакциям нашим - Грани.Ру, 26.04.2001