статья Последний бой забытого полка

Владимир Ермолин, 14.04.2001

Вечером в пятницу, 13 апреля, когда "медиа-ОМОН" под руководством Коха уточнял последние детали захвата НТВ, в эфир вышла программа Евгения Кириченко "Забытый полк". Последняя правдивая программа о войне в Чечне на "четвертой кнопке". Надо думать, дальнейшее обращение к этой теме будет осуществляться в строго главпуровском ключе. Как ни странно, новое кредо военно-патриотических передач на коховском канале сформулировал некий зарубежный гость, по профессии журналист. Он эмоционально заявил, что на войне не может быть свободы слова. Немалое число военных, сидевших в студии, горячо зааплодировало иностранцу - знатоку демократических свобод. Собственно, это и стало кульминацией передачи, тему которой можно обозначить коротко - "Журналист на войне".

На войне неуместен плюрализм. На войне не нужны информаторы. На войне нужны пропагандисты. Все, кто думает иначе, - предатели, чернушники, карьеристы и просто козлы. Это если коротко резюмировать позицию военных, активно выступавших с мест. То соображение, что речь идет все-таки не о смертельной схватке с агрессором, напавшим на нашу страну, а о вроде как операции силовых ведомств на российской же территории, о войне, где изо дня в день гибнут мирные люди, граждане России, - это соображение как-то во внимание не бралось.

Слушая речи представителей Минобороны, понимаешь, какой отныне будет чеченская война на четвертом канале. Если одним словом - благостная. Собственно, смотри РТР, ОРТ - и увидишь "Нью-НТВ". Нам будут рассказывать, как обустраиваются офицерские семьи в новом доме в Ханкале, как привозят в школу учебники, как солдаты и местные жители дружно работают на субботнике, как идут за правдой в местную администрацию и как, естественно, ее там находят. Что ни сюжет - римейк афганских репортажей Центрального телевидения. И конечно, никаких расхристанных, окровавленных, растерянных, тем более заплаканных бойцов (фильм Сергея Говорухина "Прокляты и забыты" в золотой фонд ФПС и Минобороны вряд ли войдет). Только аккуратные, выбритые, застегнутые на все пуговицы. Ну как генерал Александр Зданович на фоне маскировочной сетки.

Мне случалось быть в Чечне. И я всегда четко понимал разницу между окопными офицерами и тыловыми сидельцами, не выезжающими дальше Моздока, в крайнем случае до Ханкалы и быстро обратно. Именно эта братия ненавидит пишущих и снимающих. Без щелкоперов им так славно служить в "горячей точке", так удобно воровать, так комфортно сочинять донесения о бескровных победах. Вот и некоторые гости Евгения Кириченко не могли сдержать своего раздражения от журналюг, ищущих в Чечне славы и денег. Надо полагать, именно такие подкованные полковники будут сегодня востребованы Ястржембским и Маниловым, создающим (воссоздающим) в стенах президентской администрации институт военно-патриотической цензуры. И директива Квашнина, предписывающая и на пушечный выстрел не подпускать прессу к армии, не далеко убрана после скандала зимой 1998 года. Источник Граней.Ру в Минобороны утверждает, что она не только извлечена из под сукна, но и существенно ужесточается. Нынче такая бумага безусловно пройдет на ура.

В передаче Кириченко вспоминали погибших журналистов. Думаю, и это тоже - последний раз на четвертом канале. "Репортер погибнет - не беда". Погиб - значит, лез куда не надо. Власти милее те, кто ограничиваются беседами с политработниками в отдаленных тылах. Кто не рвется за чернухой на передовую.

На войне нет места свободе слова. На войне - с преступностью, с разрухой, с теневой экономикой, с социально чуждыми, с криминально близкими, с космополитами, перерожденцами, наймитами и просто с врагами народа. В стране, где борьба - основная форма существования, свобода слова должна служить интересам большинства. В России ей, свободе слова, к лицу мундир с голубыми петлицами.

Евгений Кириченко никогда не отличался антикремлевской запальчивостью. Его репортажи из Чечни иной раз не дотягивали до обличительного градуса НТВ в целом. Но именно его работа в эфире досаждала власти больше других. Потому что о войне сегодня - либо хорошо, либо никак. Хорошо - научит главпур Ястржембского. Никак - научит Лубянка.

"Забытый полк"
Чечня политическая (досье Граней.Ру)
Чечня военная (досье Граней.Ру)
Президент и армия (досье Граней.Ру)

Владимир Ермолин, 14.04.2001