НТВ закончено. Всем спасибо
Евгения Киселева, прибывшего в полдень 3 апреля к зданию "Газпрома", охрана пропустила не сразу. Но он все же прорвался - и вручил собравшимся принятое накануне постановление Фрунзенского районного суда города Саратова, в котором тот запрещал проведение любых собраний акционеров НТВ. Через некоторое время выяснилось, что на следующее утро саратовские судьи себя вчерашних успели в верном направлении поправить.
НТВ проиграло в пух и прах, причем досрочно - по крайней мере до истечения тех сроков, которые настойчиво назначало и, похоже, верило в них само. "Газпром-Медиа" не стал дожидаться летней расплаты НТВ по долгам. И то - зачем ему было ждать лета и вечных энтэвэшных сюрпризов вроде саратовского суда, если, во-первых, на любой Фрунзенский саратовский и Преображенский московский всегда найдется московский же Черемушкинский, легко опротестующий решения первых двух, которые - и это во-вторых - сами легко перепишут свое вчерашнее решение, так что запрещенное столь же авторитетно будет объявлено дозволенным.
НТВ проиграло показательно. Да, наверное, многочисленные юристы "Моста" могли бы быть и предусмотрительнее. Преобразоваться в ОАО "Редакция НТВ", избрать Киселева главным редактором и изменить устав так, чтобы снять его не мог без нарушения закона о СМИ хоть сам Путин, - идея хорошая. Только что мешало сделать это хотя бы за неделю до сегодняшнего газпромовского мероприятия, чтобы потом не подставляться под насмешки коховских юристов, легко оспоривших это начинание, в результате напомнившее бунт восьмиклассников против занудливого завуча? Или еще раньше - когда стратегическая линия "Газпрома" и государства уже была очевидна, а тактической еще не существовало даже в черновиках.
Мостовские юристы могли бы, конечно, и более трезво относиться к собственным частным успехам. Да, они уже почти было добились переноса собрания акционеров в Гибралтар и даже не слишком расстроились, когда очередной московский райсуд это дело по обыкновению поломал, а потом был еще один суд, и дружественная пресса излучала оптимизм: долги "Медиа-Моста" посчитают по осени. Осень настала поразительно рано.
Впрочем, что теперь вспоминать? Кто, скажем, просил Гусинского раздавать двадцатипятипроцентные пакеты акций случайным в сущности людям вроде гендиректора "Семи дней" Дмитрия Бирюкова, при первом же искушении банально кинувшего томящегося в Испании магната, в связи с чем почти никто и не заметил кончины газеты "Сегодня" и журнала "Итоги"?
Никто. И в этом вся интрига. Это теперь всем так очевидно, что Гусинский вел бизнес неправильно. Полноте. Все он делал правильно. Он допустил одну-единственную ошибку: он поссорился с властью, чего в рамках этого бизнеса делать было ни в коем случае нельзя. И защищай НТВ хоть великий Плевако, 3 апреля 2001 года на улице Наметкина все равно прозвучал тот же приговор: шестеро в совете директоров, включая Кулистикова, - от государства, трое, причем без Киселева, - от НТВ. Действительно, эти трое ничего своим бойкотом уже не поменяют.
НТВ проиграло безнадежно - оно не могло выиграть. Оно могло тянуть до лета - и никаких денег бы не нашло, потому что ни один Тернер в здравом уме не вложил бы ни копейки в страну, в которой больше нет новостей и, соответственно, в чистом виде профессии. Особенно после того как сам Вяхирев вдруг сообщил, что продавать НТВ вовсе не собирается Тут уж все стало окончательно ясно даже энтэвэшным юристам-оптимистам.
В здравом уме, кстати, был Сорос - потому-то и призывал бороться за демократию на чужие деньги. Кстати, отстаивать эту демократию в качестве гендиректора НТВ станет былой соратник Сороса в первой отечественной информационной войне за "Связьинвест" Борис Йордан. Тот самый, гонимый совместными усилиями Гусинского и Березовского - вместе с Кохом, ОНЭКСИМбанком и тогда еще молодыми реформаторами. Какая милая превратность - и если бы хоть что-то во всем этом было от обыкновенной человеческой мести! Нимало. Только расчет. Только бюджет, который по-прежнему исправит все ошибки телевизионного бизнеса. Так что ничего не поменялось. Только вот былого НТВ больше не будет. В приватных разговорах Кох уже искренне недоумевает, зачем на НТВ столько сатиры. После собрания акционеров прошло всего часа два.
Дело, конечно, не в свободе слова - ни Гусинский, ни Березовский изначально никакого отношения к ней не имели. Беда лишь в том, что власть их бизнес именно в форме борьбы со свободой слова и погасила. Власть, которая на такое решается, пока непобедима. И хоть на субботнем митинге в Москве говорилось не только про НТВ, поводом собраться мы обязаны все-таки НТВ. НТВ закончено. Всем спасибо.
На руинах империи - Грани.Ру, 22.03.2001
Взаимозаменяемое НТВ - Грани.Ру, 19.02.2001
Дело Гусинского: все статьи.
СООБЩИТЕ ОБ ЭТОМ ПРЕЗИДЕНТУ!