статья Постсоветизации - нет!

Дана Мазалова (Прага), 05.01.2001

Что по сути дела произошло? Взрыв ситуации, в которой права журналистов на свободу слова в рамках трудового законодательства оставались незащищенными. Бывшие государственные телевидение и радио по закону 1991 года называются "общественно-правовыми", но закон не уточняет, как понимать этот термин. Следуя этому закону, деятельность этих СМИ координируется специально созданными для них советами, члены которых практически назначаются парламентскими партиями. Но по этому же закону члены советов не должны оказывать политическое влияние на эти СМИ. Практика же последних лет показывает противоположное.

Более того, из чешских законов неясно, что оплачивают граждане. Любой владелец теле- и радиоприемника по закону становится "концессионером" и обязан ежемесячно платить взнос - за радио 35 крон (около 1 доллара), за телевизор 75 крон. Эти деньги составляют основу бюджета чешских радио и телевидения. Непонятно, за что платят концессионеры - за факт владения приемником или же за получаемую информацию.

Нагнетанию ситуации способствовали рождественские и новогодние праздники, во время которых фактически бездействовали как члены телевизионного совета, так и члены вышестоящего лицензионного совета и парламентская комиссия по СМИ, в компетенции которых находится разрешение кризисов подобного рода.

ЧЕМ ЭТО БЫЛО ВЫЗВАНО?

Начало конфликту было положено сразу после "бархатной революции" ноября 1989-го. Слепая любовь журналистов к революционным лидерам не позволяла им заметить первые тревожные симптомы. Наипопулярнейший герой реформ, тогдашний премьер-министр Вацлав Клаус был до такой степени ими боготворим, что ему даже позволялось не отвечать на вопросы журналистов. Более того, осенью 93-го Клаус уже позволял себе критиковать то, как чешские корреспонденты освещают октябрьские события в Москве. В 94-м Клаус по дороге в США уже прямо диктовал сопровождающим его журналистам, как должны писаться информационные сообщения.

Признание ошибок - наиболее верный путь к прогрессу, но для начала их нужно осознать. Для этого и нужна критика. Только тоталитарная власть нуждается в любви прессы. Демократия рождается и развивается только там, где пресса своей критикой выполняет функцию сторожевой собаки.

Чешская пресса впервые прозрела в момент экономического кризиса, когда стало ясно, что проблемы растут быстрее, чем проводимые правительством реформы. Парламентские выборы 98-го года показали, что избиратели требуют перемен. На этих выборах победила, хотя и не получила в то же время парламентского большинства Чешская социал-демократическая партия (ЧСДП). Не найдя в парламенте лучшего партнера, ЧСДП заключила так называемый оппозиционный договор со своим противником - Гражданско-демократической партией (ГДП) во главе с Клаусом. Это привело к тому, что хотя ЧСДП сформировала правительство, фактическая власть осталась у Клауса.

ВОЛШЕБНЫЙ 2000-й

Десять лет политики не занимались проблемой правового статуса общественно-правовых СМИ. Вместо этого они начали спорить о каждой секунде, которую провели на экране. В результате политики правящей коалиции добились снятия ведущего политической программы, задававшего им "неприятные" вопросы. Также они добились снятия молодого неопытного генерального директора Чешского телевидения (ЧТ) и замены его другим, еще более молодым и неопытным. Был сменен почти весь состав Координационного телевизионного совета. В новый состав вошли уже непосредственные члены клаусовской ГДП. То же самое произошло в лицензионном совете и в совете Чешского радио.

В 2000-м году коалиция попыталась ограничить полномочия президента страны (которые уже давно на уровне английской королевы). Был проведен новый закон о выборах, практически закрывающий путь в парламент малым партиям, а также закон, ограничивающий независимость Центробанка (соответствие этих законов Конституции сейчас рассматривается Конституционным судом).

...

НАЗЛО

Сценарий смены руководства Чешского телевидения был написан плохими психологами. Заранее было ясно, что назначение Ходача должно вызвать бунт редакторов новостей ЧТ.

Новое руководство ЧТ начало использовать против непокорных работников методы, отработанные в Чехословакии Кремлем. Сначала - "добросердечное" предупреждение (вариант до оккупации 1968 года), затем выпуск собственной программы новостей (вариант оккупации). В конце концов, во время рождественских праздников новый директор просто отключил эфир 80 процентам телезрителей Чехии. Оставшиеся 20 процентов счастливчиков через кабельное телевидение получали программы, подготовленные непослушными работниками ЧТ. Силовое решение (вариант Белого дома-1991) продолжилось немедленным увольнением бунтовщиков и достигло апогея, когда охрана нового директора запретила редакторам отдела новостей пользоваться туалетами (вариант Белого дома-1993). После нескольких обоюдных обвинений в совершении уголовных преступлений (вариант попыток суда над ГКЧП, КПСС, вице-президентом и спикером ВС РФ) сами телезрители уже не позволили дойти делу до войны чеченского типа и вышли на улицу.

ИТОГИ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Несмотря на рождественские и новогодние праздники, тележурналистам удалось быстро вынести чешскую проблему защиты свободы слова на международную арену. Чехии очень хочется попасть в Европейский союз. Поэтому некоторые чешские политики быстро разобрались в ситуации. Одни из них увидели угрозу членству в ЕС, другие гибко использовали момент для набора голосов на предстоящих в июне 2002 года парламентских выборах. Бунт на ЧТ привел к восстановлению доверия к профсоюзному движению, потерянному 11 лет назад. Даже враждующие профсоюзные фракции сумели договориться о совместной поддержке бунтовщиков.

На данный момент Ходача поддерживают только клаусовская ГДП и "неполитический" директор частного телеканала Nova. Из всего чешского политического спектра их склонны поддержать только коммунисты (вариант Госдума-2000). Социал-демократы оказались умнее своих партнеров по коалиции и готовы пойти на уступки. Это означает возможность развала их союза с клаусовской ГДП или даже раскола внутри ЧСДП. Не исключено, что дело дойдет до досрочных парламентских выборов. Наилучшие шансы на таких выборах имели бы четыре центристских партии (так называемая "коалиция четырех"). Из социал-демократов могут победить только те, кто выступил в защиту журналистов.

Видимо, журналисты добьются увольнения новоназначенного гендиректора ЧТ и полного роспуска телевизионного совета. До 10 января парламент должен экстренно принять обновленный закон, исключающий влияние политических партий на все общественно-правовые СМИ. До законодательного закрепления права журналистов на свободу слова в рамках трудового кодекса пока, похоже, не дойдет. Теперь все будет зависеть от того, как журналисты смогут распорядиться своей победой.

Дана Мазалова (Прага), 05.01.2001