Генерал вне закона
"Чекисты и щелкоперы" - тема, заслуживающая отдельного разговора. Журналистское сообщество, по мнению ответственных сотрудников ФСБ, сплошь пятая колонна: все им, пишущим, неймется, правду какую-то ищут, что-то вынюхивают, фирменным историям "конторы" про шпионов не доверяют. Нет бы принимать за истину в последней инстанции все, что исходит с Лубянки и многочисленных мелких "лубянок", щедро рассеянных по просторам Родины.
Тем более что ФСБ не скупится на профессиональную информацию. Например, на днях ЦОС ФСБ заявил, что в 2000 году взято "под оперативный контроль" 400 сотрудников иностранных спецслужб. Проверить это и подобные сообщения главной отечественной спецслужбы невозможно. Предполагается, что солидному учреждению надо верить на слово. Равно как и его представителям. Даже если они говорят, мягко выражаясь, неправду. Как жены цезарей, они вне подозрений.
Почти два года назад тогдашний начальник УФСБ Омской области генерал-майор Виктор Миронов в своем комментарии газете "Московский комсомолец в Омске" заявил, что журналист и правозащитник Виктор Корб "фальсифицировал информацию" и "по специальным заданиям формировал общественное мнение", то есть фактически назвал журналиста агентом каких-то спецслужб.
26 декабря 2000 года Первомайский суд Омска принял решение по иску Виктора Корба о защите чести и достоинства к газете "Московский комсомолец в Омске" и бывшему начальнику УФСБ Омской области. Решение суда: во всем виновато издание, транслировавшее официальное заявление руководителя УФСБ. Судья Тамара Ломакова решила оставить заявления Миронова без опровержения. Вся вина легла на редакцию "МК в Омске" и автора статьи, журналистку Светлану Метелеву. Газета должна опубликовать опровержение части своих заявлений и выплатить компенсацию. Решение более чем символичное - вина за заявление официального лица, представителя контрразведки, обвинившего журналиста, легла на другого журналиста.
А Миронов, так и не представивший никаких доказательств своих слов и ни разу не явившийся в суд, получил повышение. Он назначен главным федеральным инспектором Омской области.
Впрочем, ход процесса с самого начала не оставлял никаких надежд на то, что Миронов ответит за свои слова. Слушание дела о защите чести и достоинства Корба продолжалось более полутора лет. Как сообщает агентство "До-Инфо", основной причиной постоянных переносов была неявка основных ответчиков: представителя редакции "Московского комсомольца" и Виктора Миронова. К примеру, не увенчалась успехом попытка вручить судебную повестку о назначенных слушаниях самому Миронову. Домашний адрес бывшего начальника УФСБ оказался засекречен. А на нынешнем месте работы, в аппарате инспектора, никто не взял на себя смелость принять повестку, адресованную лично Миронову. Когда генерала "отловили" вне кабинета, в здании Законодательного собрания, тот категорически отказался принять судебное извещение и расписаться в его получении. Он заявил, что находится при исполнении, и предложил попробовать найти его, когда он будет просто гражданином.