Два калужских журналиста получили сроки за попытку внедриться в среду наркоторговцев
5 марта в Институте развития прессы состоялась пресс-конференция на тему "Цена журналистского расследования". Как передает корреспондент Граней.Ру, поводом для встречи послужила история с арестом калужских журналистов Глеба Гурлина и Константина Шутого, осужденных за журналистское расследование о продаже наркотиков в Калуге на 3,5 лет лишения свободы и 3 года условно соответственно. Дело на них было заведено не после ареста, а после выхода в свет очередной статьи, разоблачающей местную наркосеть.
В пресс-конференции приняли участие отец одного из осужденных Альберт Гурлин, журналист Константин Шутый, руководитель Центра содействия международной защите Карина Москаленко, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов и депутат Калужской городской думы Сергей Фадеев.
17 октября 2002 года в газете "Калужский перекресток" была опубликована статья "Почем анаша?". Основой для нее послужило журналистское расследование Гурлина и Шутого, в ходе которого корреспонденты сделали попытку внедриться в среду наркоторговцев и раскрыть пути сбыта наркотических веществ в Калуге. Из мяты, мелиссы и табака "Беломорканал" журналисты приготовили смесь, которая внешне напоминала марихуану. Около одного из центральных калужских клубов они быстро нашли покупателя, которым, как выяснилось позднее, оказался сотрудник местного Отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Через месяц после совершения сделки журналистов задержали и предъявили обвинение по статье 228, часть3 УК РФ (сбыт наркотических средств неоднократно и группой лиц по предварительному сговору в крупном размере).
16 января 2003 года Калужский районный суд приговорил Глеба Гурлина к трем годам 6 месяцам лишения свободы, а Константина Шутого к 3 годам условно с испытательным сроком 2 года.
Обвинительная база против журналистов строилась исключительно на показаниях единственного свидетеля – милиционера Кострюкова, сделавшего контрольную закупку. Его показания были опровергнуты двумя свидетелями-наркоторговцами, один из которых к настоящему моменту осужден, а другой находится под следствием. Гурлин и Шутый настаивают на своей невиновности. Тем не менее суд полностью подтвердил версию следствия.
В материалах дела есть результаты экспертизы, которая подтвердила наличие марихуаны в свертке, который, как утверждается, был куплен оперативником у журналистов. Однако согласно приведенным защитой доводам, с момента закупки и до сдачи образца в ОБНОН прошло не менее часа. По мнению обвиняемых, арест и вынесенный приговор – месть правоохранительных органов за проведение журналистского расследования о наркоторговле. Поэтому Гурлин и Шутый подали кассационную жалобу в Калужский городской суд.
Комментарий
На фоне предыдущих наркодел, рассматривавшихся судами Калуги и Калужской области, настоящий приговор выглядит более чем странным. Так, например, в прошедшем году на чистую воду вывели владелицу крупного наркобизнеса, которой после всех разбирательств дали три года условно. Затем на три года был осужден человек, выращивавший в собственной теплице марихуану. Его дочь с приятелем, продававшие наркотик в университете, получили условный срок. И в этом ряду журналисты, которые всего-то и хотели - разобраться, почему в их родном городе процветает наркобизнес. Совершенно очевидно, что главной их виной стала опубликованная статья. Она раскрывает механизм "крышевания" торговли наркотиками. И болезненная реакция милиции на эту публикацию наводит на мысль, что журналисты попали в цель. Карина Москаленко, руководитель Центра содействия международной защите, говорит: "Теперь нам стало очевидно, что милиция не пресекает эти преступления, а взращивает их, а затем обрезает головы, но очень избирательно".
Ситуация примечательна тем, что очевидная несправедливость приговора, как и самого милицейского преследования, не смутила руководителей правоохранительных органов Калуги и Калужской области. И милиция, и прокуратура, и суд – все дружно навалились на подставившуюся прессу. Как на своего главного врага. Впрочем, для многих региональных (да и столичных тоже) руководителей – СМИ и есть главный враг. Те самые щелкоперы, что суют свой нос по всюду, мешают солидным людям обделывать свои делишки в провинциальной тишине.
Защитники журналистов правы: надо обращаться в Страсбургский суд. В пределах России, где круговая порука властей и органов крепнет день ото дня, искать справедливости нет смысла.