Бригадой по "ЮКОСу"
Фильм "Бригада из "ЮКОСа", как и прежние ленты об этой нефтяной компании, сделан добротно, с опорой на следственные материалы. Логика повествования безупречна, а местами убийственна. В кадре чаще других появляются двое - пиарщица Ольга Костина и нефтяной бизнесмен Евгений Рыбин. Их объединяет то, что оба они считают себя жертвами "ЮКОСа".
Г-на Рыбина пытались взорвать еще в 1999 году. С тех пор он всем и каждому объясняет, что в смерти его был заинтересован исключительно "ЮКОС". Где-то в конце фильма, когда г-н Рыбин в очередной раз начинает свою былину про покушение на него юкосовских боевиков, голос за кадром глухо намекает: следствие за шесть лет так и не созрело для официальных сообщений, то есть решайте сами - верить г-ну Рыбину или к черту послать.
Не все так просто с Ольгой Костиной. Поначалу никак невозможно понять, почему ее хотел убить один из руководителей "ЮКОСа" г-н Невзлин. Долгие годы не догадывалась об этом и сама г-жа Костина. Но, встретившись со следователем, женщина поняла: Невзлин из тех "хозяев жизни", кому убить что ложку облизать. Постепенно складывается логичная картина преступления. Невзлин, будучи по природе человеком мстительным, очень не любит тех, кто уходит из "ЮКОСа" на другую работу. Он таких непременно старается убить. Однажды он вызвал к себе сотрудника службы безопасности компании Пичугина и говорит: "Тут у нас Костина уволилась, надо бы ее убить". Пичугин тут же едет в Тамбов (а куда же еще?) и там поручает некоему г-ну Горину выполнить акцию возмездия, представляя жертву челночницей. Горин вызывает гражданина Пешкуна и спихивает поручение на него. Пешкун обращается к Коровникову, киллеру со стажем, и тот наконец берется за дело – в одну прекрасную ночь устраивает взрыв на лестничной площадке в подъезде, где, по его сведениям, проживает Костина.
Более простым и малошумным способом Коровников, на счету которого к тому времени было семь качественно выполненных заказов, не воспользовался намеренно, чтобы следователи подумали на чеченцев (известно, следователи у нас всегда думают на чеченцев, если где рванет). На этом роль г-жи Костиной в деле "ЮКОСа" исчерпывается. Всю эту историю поведал следователям сам г-н Коровников, уже будучи приговоренным к пожизненному заключению то ли за семь, то ли за восемь убийств да еще несколько изнасилований (а теперь вот еще и одно неудачное покушение навесили).
Гладкое течение фильма нарушается, когда речь заходит о чете Гориных. Некоторые обстоятельства указывают на то, что этих людей уже нет в живых. Но следствие так и не ответило на два вопроса: где тела убитых и кто их убил. Да, судя по всему, отвечать и не собирается, поскольку "исполнителей такого рода преступлений в живых не оставляют". Зато есть Пичугин, который с дерзким цинизмом ни от кого не скрывался и продолжал ходить на работу вплоть до своего ареста. И есть показания Коровникова, которому терять нечего, а послабление режима не помешает.
Окончательно точки над i расставляют кадры любительского фильма о пикнике, устроенном для руководства "ЮКОСа". Вот г-н Ходорковский бросает в ущелье гранату, вот он же с винтовкой, вот Невзлин занимается йогой, а вот за спинами у олигархов и Пичугин. Цепочка замкнулась. Нужно ли еще доказывать, кто именно заказал убийство супругов Гориных и хотел убить Рыбина и Костину?
Для маловеров авторы фильма приберегли рассказ о том, как Горин отчитывался перед отцом Михаила Ходорковского о проделанной работе по устранению "заказанных" лиц. Что это за лица? Где, когда, кого? Судя по тому, что Горин мертв, а главные свидетели злодеяний "ЮКОСа" - это все те же неразменные Рыбин и Костина да еще не вполне респектабельный Коровников (все, чем богато следствие после семи лет каторжного труда), скорбный список жертв, которым потрясал перед носом отца олигарха покойный киллер, нескоро будет оглашен в судебном присутствии. Но это уже детали. Главное, на чистую воду выведена семейка душегубов.
Помимо непростых сценарных ходов, фильм интересен еще и моментом своего выхода на экран. Приговор по делу Пичугина, как известно, будет обжалован. Пусть теоретически, но высшестоящая инстанция может его отменить - такое в судебной практике случается. И что же - сидеть и ждать вердикта Верховного суда? Авторы фильма такую трусливую тактику отвергают: не медлить надо, а силой искусства срывать повязку с глаз правосудия и широко открывать ему глаза на истину.
Удачей можно считать и финальный аккорд фильма. Упомянув о том, что сегодня г-н Невзлин живет в Израиле, диктор сообщает: "Впрочем, иногда власти этой страны выдают людей, обвиняемых в особо тяжких преступлениях, если следствие располагает серьезными доказательствами". И далее со значением: "Прокуратура свою работу не закончила..."
Ох уж этот странный еврейский обычай - требовать серьезных доказательств вины человека, обвиняемого в особо тяжких преступлениях. В России такой человек получает двадцать лет - и пусть радуется: были бы доказательства, получил бы пожизненно. В России про таких людей снимают разоблачительные фильмы и показывают их на всю страну, хотя "прокуратура свою работу не закончила". Какая все-таки чудесная страна - Россия. Именно эта мысль приходит в голову после просмотра фильма "Бригада из "ЮКОСа".
Справка
Обращение участников Инициативной группы "Общее действие" в Организацию "Международная Амнистия"
Правозащитники, представители гражданского общества уже неоднократно обращались в Организацию "Международная Амнистия" с просьбой признать политическими заключенными всех, лишенных свободы в связи с делом компании "ЮКОС" и, в первую очередь, Михаила Ходорковского, Платона Лебедева, Алексея Пичугина и Светлану Бахмину. В последнее время стало известны новые доказательства политически мотивированного преследования в деле "ЮКОСа", и "показательного", совершено в сталинском духе, характера судебных процессов.
В этом ряду:
- скандальное заявление советника Президента Путина Игоря Шувалова о показательном характере преследований Ходорковского и Лебедева (ранее политический характер дела "ЮКОСа" публично признал депутат Госдумы Александр Хинштейн из пропрезидентской фракции "Единая Россия");
- публичные заявления прессе гособвинителя Камиля Кашаева о предопределенности приговора Алексею Пичугину и причастности к делу Алексея Пичугина отца Михаила Ходорковского - Бориса Ходорковского;
Яркими примерами демонстративно-репрессивного характера процессов, связанных с делом "ЮКОС" являются:
- приговор, по очень сомнительным и только косвенным основаниям, к 20-летнему сроку заключения Алексея Пичугина;
- требование государственным обвинением 10-летнего заключения Ходорковскому и Лебедеву, несмотря на то, что им вменяют преимущественно экономические правонарушения, а главный эпизод обвинения (нарушения закона при приватизации компании "Апатит") исключено из обвинения за истечением срока давности;
- незаконные требования органов юстиции о дисциплинарном наказании защитников Пичугина;
- синхронизированный выплеск на основных телеканалах "разоблачительных" материалов, сделанных в связи с делом "ЮКОСА", которые сделаны по советскими пропагандистским лекалам.
Кроме того, решением Лондонского магистратского суда был признан политический характер дела "ЮКОС".
Мы убеждаемся, что каждый день промедления с признанием осужденного Алексея Пичугина, находящихся под судом Михаила Ходорковского и Платона Лебедева и арестованной Светланы Бахминой "политическими заключенными" создает реальную угрозу расширения преследований. Поэтому мы призываем немедленно признать за ними этот статус, как жертв организованного показательного политического процесса.
Мы просим учесть ту важную роль в деле "Сахаровского центра", которое сыграло своевременное заявление "Международной Амнистии" о готовности признать подсудимых "узниками совести".
Елена Боннэр, Фонд Андрея Сахарова;
Юрий Бровченко, Владимир Ойвин, Общественный фонд «Гласность»;
Павел Башкиров, правозащитник;
Светлана Ганнушкина, Комитет гражданское содействие;
Лидия Графова, Форум переселенческих организаций;
Анна Каретникова, Антивоенный клуб;
Лев Пономарёв, Движение "За права человека";
Юрий Самодуров, Музей и общественный центр имена Андрея Сахарова;
Александр Черкасов, Правозащитный центр "Мемориал";
Эрнст Черный, секретарь общественного комитета защиты ученых,
Коалиция "Экология и права человека";
Алексей Яблоков, Центр экологической политики России;
о. Глеб Якунин, общественный комитет защиты свободы совести
4 апреля 2005 года
Статьи по теме
Бригадой по "ЮКОСу"
Сразу после завершения процесса по делу Пичугина телеканал НТВ представил публике фильм "Бригада из "ЮКОСа". Конечно, впереди еще обжалование приговора и, возможно, его пересмотр вышестоящей судебной инстанцией. Но для того и снимается такое кино, чтобы правосудие не маялось в своей повязке, а смотрело на жизнь прямо и непредвзято.
Бригада
Истина мне дорога, но Миша мне друг. Такова суть заявления, с которым выступил в печати Леонид Невзлин. Один из основных акционеров "ЮКОСа" считает себя обязанным проявить солидарность с бывшим главой компании, а ныне узником "Матросской Тишины" Михаилом Ходорковским и уйти из общественной деятельности. Однако не факт, что такое трогательное проявление мужской дружбы удовлетворит тех влиятельных людей, по воле которых г-н Ходорковский находится в темнице.