Шестеро заложников "Норд-Оста" готовы дать показания ФБР
Общественная организация "Норд-Ост", созданная для защиты интересов пострадавших от терактов, готова содействовать американскому расследованию трагедии на Дубровке. Как говорится в пресс-релизе РОО "Норд-Ост", поступившем в редакцию Граней.Ру, организация бывших заложников поддерживает тезисы Светланы Губаревой, которая уже дала показания ФБР. Шесть бывших заложников - Барановская Елена, Голоб Олег, Гусев Андрей, Кораблева Елена, Кругликова Виктория и Фадеева Ирина - также готовы дать любые показания, чтобы содействовать установлению истины о событиях на Дубровке. Эти люди "могут рассказать, что они видели и ощущали в момент подачи газа, а также свидетельствовать обо всем происходившем в зале во время пребывания в помещении театра при захвате их в качестве заложников чеченскими террористами и при штурме".
Еще 20 человек - бывшие заложники и родственники погибших - собираются предъявить претензии правоохранительным органам и прокуратуре по ведению следствия, говорится в пресс-релизе РОО "Норд-Ост".
Справка
Фентанил (справка сайта Фонда "Город без наркотиков")
Фентанил - наркотический анальгетик, обладающий достаточно сильным, но кратковременным анальгезирующим эффектом; используется, как правило, в комбинациях с другими препаратами в качестве анальгетика - усилителя. Вызываемый фентанилом обезболивающий эффект достаточен для проведения кратковременной операции. После пробуждения от наркотического сна нежелательных последствий обычно не наблюдают. Однако длительное увлечение фентанилом чревато развитием наркомании, причем токсическое действие этого препарата более разнообразно по сравнению с морфином, поскольку по своей химической структуре он имеет с ним мало общего.
Впервые появившийся в Бельгии в конце 1950-ых годов, фентанил был введён в клиническую практику в 1960ых годах как внутривенное болеутоляющее средство под фабричным названием Сублимайз. Впоследствии два других аналога фентанила были произведены; альфентанил (Альфента) - болеутоляющее средство непродолжительного действия (5-10 минут) и суфентанил (Суфента) - сильнодействующее болеутоляющее средство, которое применяется в хирургии сердца. На сегодня фентанил используется для обезболивания и как болеутоляющее средство. Незаконное применение фармацевтического фентанила впервые было осуществлено в середине 1970-ых в медицинском сообществе и по сей день остаётся проблемой в Соединённых Штатах. На данный момент более 12 различных аналогов фентанила производились подпольным путём, но были идентифицированы в ходе наркодвижения в Соединённых Штатах. Биологическое воздействие фентанила неразличимо от того, которое вызывается героином, с тем исключением, что фентанил может быть в сотни раз сильнее. Фентанил чаще всего используется для внутривенного введения, но, как и героин, может выкуриваться или нюхаться.
Фентанил и аналоги.
Классификация: Наркотическое средство
Список по перечню наркот. средств РФ: Список II
Фабричные или другие названия: Инновар; сублимайз; алфента; суфента; дюраджесик
Медицинское использование:
Болеутоляющее средство; дополнение к обезболивающим средствам
Физическая зависимость: Высокая
Продолжительность воздействия (в часах): 10-72
Возможное воздействие: Эйфория; сонливость; дыхательная недостаточность; суженные зрачки; тошнота
Воздействие от передозировки: Медленное и поверхностное дыхание; липкая кожа; конвульсии; кома; возможна смерть
Синдромы от прекращения употребления: Слезящиеся глаза; насморк; зевота; потеря аппетита; раздражительность; толчки; паническое состояние; колики; тошнота; озноб и потение
Cправка с сайта Фонда "Город без наркотиков"
Справка
Фентанил (сведения из Справочника лекарственных препаратов)
ФЕНТАНИЛ (Phentanylum).
1-(2-Фенилэтил)-4-(N-пропионилфениламино)-пиперидин.
Белый кристаллический порошок. Практически нерастворим в воде. Легко растворим в спирте.
Выпускается в виде цитрата (Phentanyli citras, Phentanylum citricum). Синонимы: Сентонил, Fentanil, Fentanylcitrat, Fentanyli citras, Fentanyl citrate, Fentanest, Haldid, Leptanal, Sentonyl, Sublimaze.
Фентанил является синтетическим аналгетиком, производным фенилпиперидина. По химической структуре частично сходен с промедолом. Оказывает сильное, но кратковременное (при разовом введении) аналгезирующее действие.
После внутривенного введения максимальный эффект развивается через 1 - 3 мин и продолжается 15 - 30 мин. После внутримышечного введения максимальный эффект наступает через 3 - 10 мин.
Применяют главным образом для нейролептаналгезии в сочетании с нейролептиками. Является составной частью комбинированного препарата таламонал.
Как правило, после применения нейролептика и фентанила больному вводят мышечный релаксант, интубируют трахею и проводят вспомогательную или искусственную вентиляцию легких кислородом или смесью кислорода с закисью азота или другими ингаляционными анестетиками в уменьшенных концентрациях. Для поддержания аналгезии вводят при необходимости через каждые 10 - 30 мин дополнительно по 1-3 мл 0,005 % раствора фентанила.
При непродолжительных внеполостных операциях, когда не требуется применения мышечных релаксантов и нейролептаналгезия проводится с сохранением спонтанного дыхания, фентанил вводят из расчета 1 мл 0,005 % раствора на каждые 10 - 20 кг массы тела. При этом надо следить за
адекватностью спонтанного дыхания. Необходимо иметь возможность произвести, если надо интубацию трахеи и искусственную вентиляцию легких.
При отсутствии условий для искусственной вентиляции легких использование фентанила для нейролептаналгезии недопустимо.
Фентанил может быть использован для снятия острых болей при инфаркте миокарда, стенокардии, инфаркте легкого, почечных и печеночных коликах. Вводят внутримышечно или внутривенно 0,5 - 1 - 2 мл 0,005 % раствора. Фентанил часто применяют для этой цели в сочетании с нейролептическими препаратами. Инъекции фентанила повторяют через 20 - 40 мин, а после операции - через 3 - 6 ч.
При применении фентанила, особенно при быстром введении в вену, возможно угнетение дыхания, которое может быть устранено внутривенным введением налоксона.
Могут наблюдаться двигательное возбуждение, спазм и ригидность мышц грудной клетки и конечностей (один из заложников вспомнил, что у него онемела нога. - Ред.), бронхиолоспазм, гипотензия, синусовая брадикардия. Брадикардия устраняется атропином (0,5 - 1 мл 0,1 % раствора).
Применение фентанила противопоказано при операции кесарева сечения (до экстракции плода) и при других акушерских операциях (в связи с повышенной чувствительностью к угнетающему действию фентанила дыхательного центра новорожденных), при выраженной гипертензии в малом круге кровообращения, при угнетении дыхательного центра, пневмонии, ателектазе и инфаркте легкого, бронхиальной астме, склонности к бронхиолоспазму, заболеваниях экстрапирамидной системы. Больным, леченным инсулином, кортикостероидами и гипотензивными средствами, вводят в меньших дозах.
К фентанилу могут развиться привыкание и болезненное пристрастие.
Хранение: список А. Отпуск и применение производят по правилам, установленным для морфина и других наркотических аналгетиков.
В связи с высокой активностью препарата при работе с ним (на производстве) необходимо соблюдать осторожность (работать в помещении под тягой, в перчатках).
Дословно
Светлана Губарева
Резюме показаний Светланы Губаревой ФБР
Я безусловно виню террористов Бараева в cмерти Саши (дочь Губаревой. - Ред.) и Сэнди (Букер, жених Губаревой. - Ред.), но я в равной степени виню и российские власти, применившие смертоносноый газ. Я считаю, что обвинения должны быть предъявлены обеим сторонам.
Применение газа не могло быть оправдано началом расстрелов заложников, по следующим причинам:
ни один из заложников не был расстрелян, ни до ни после пуска газа;
незадолго до штурма генерал Казанцев договорился с Бараевым по телефону о начале переговоров. Бараев ожидал его приезда, о чем объявил всем заложникам. ФСБ не могло об этом не знать;
Представитель посольства США в 2 часа утра договорился с Бараевым по телефону о том, что в 8 утра 6 человек, включая нас троих, будут освобождены. Российские власти не могли об этом не знать, тем не менее они начали штурм в 5 часов утра.
при освобождении одной из заложниц, раненной в результате
случайного инцидента, Бараев просил ее и уносивших ее медиков передать ФСБ, что стрельба произошла случайно, что у них нет намерений расстреливать заложников до начала переговоров.
Применив газ, власти не расчитывали на внезапность, по следующим причинам:
из специальной литературы хорошо известно, что фентанил
действует достаточно медленно и по-разному на разных людей. Доза, при которой большинство в конце концов теряет сознание, обязательно вызыват смерть достаточно существенного меньшинства, а на некоторых не действует совсем. Специалисты ФСБ не могли об этом не знать;
прошло около 50-ти минут между пуском газа и началом штурма, т. е. нападвшие знали, что для действия газа нужно длительное время;
газ имел цвет и запах, террористы отреагировали на него тем, что бросились закрывать вентиляционные люки и разбивать окна, у них было больше, чем достаточно времени, чтобы взорвать заряды, если бы они этого хотели.
Таким образом, власти либо знали, что взрыва не будет, либо были готовы допустить взрыв. В любом случае целью применения газа было не допустить переговоры, ценой жизни заложников. Я рассматриваю это решение как преднамеренное убийство, совершенное по политическим мотивам.
Источник: Фонд гражданских свобод, 19.11.2003
Владимир Путин
(О гибели заложников во время штурма Театрального центра на Дубровке)
Эти люди погибли не в результате газа, потому что газ не был вредным, он был безвредным. И он не мог причинить какого-либо вреда людям. Люди стали жертвами ряда обстоятельств - обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании. Легко критиковать службы безопасности, которые штурмовали здание, или медицинских работников, докторов, которые оказывали медицинскую помощь. Но только представьте: все здание было заминировано, и взрыв мог произойти в любое время.
Вы знаете, что было несколько центров взрывчатки, центров детонации этих взрывных устройств, и наши службы безопасности не были уверены, что располагают сведениями обо всех центрах детонации. И если бы произошел взрыв, было бы 800 жертв в результате этого взрыва, а также погибли бы все сотрудники службы безопасности, которые участвовали в этой операции. И взрывные устройства были такими мощными, что, случись взрыв, пострадали бы соседние здания, а в некоторых из них находились сотни родственников тех, кого взяли в заложники в театре.
Террористы держали детонаторы в своих руках. Все, что им нужно было сделать, - это нажать на кнопку. Ни одна служба безопасности в мире не проводила аналогичной операции в аналогичных условиях. Естественно, условия были очень сложными, и когда все позади, мы можем сказать, что во время операции не пострадал ни один заложник. Силы безопасности вошли в здание с разных сторон и фактически первыми выстрелами нейтрализовали террористов, которые сидели среди заложников. И я повторю: ни один из заложников не пострадал. Это все случилось в считанные секунды.
Естественно, не хватало опыта в том, как обращаться с людьми, выведенными из здания на улицу. Было много летальных исходов не из-за газа, а из-за того, что доктора не знали, как лечить людей, и, скажем, человека, которого нужно было положить на живот, клали на спину, и он глотал язык, и люди задыхались в своей рвоте. Но антидота было достаточно, и он был введен всем, кто в нем нуждался.
Вы можете представить, в каком состоянии людей вытаскивали из этого здания - 800 человек - и никто не был уверен в том, что не будет взрыва, потому что в здании было полно взрывных устройств и мин-растяжек, и людям приходилось переступать через них, а эти гранаты и ловушки могли взорваться в любое время. И во всем этом нужно винить террористов, а не тех, кто сражался с ними.
Что касается сил специального назначения, которые штурмовали здание, сказать честно, я был даже удивлен тем, насколько безупречной была операция. Никто не был на 100% уверен, что все пройдет гладко, но сто человек из этих сил специального назначения вошли в здание и провели эту операцию. Они провели очень тщательную подготовку к этой операции и выполнили ее безупречно. И это, кстати говоря, также один из элементов усиления государства. Я думаю, вряд ли это было бы возможно три или четыре года назад.
Что касается компенсации ущерба, это важный вопрос для любой страны, так же, как и для нас. Я полагаю, что в рамках закона все получили полную компенсацию. Но в разных странах уровень компенсации различен. Он зависит от многих обстоятельств - от доходов населения, от возможностей страны. И если определенные люди считают, что закон применительно к ним не был соблюден до конца, они могут подать апелляцию в суд. В одном я уверен, и об этом следует сказать сейчас: несмотря на все эти тяжелые потери, мы должны признать, что у нас не было иной альтернативы относительно того, как поступить. И я хотел бы подчеркнуть, что ни при каких обстоятельствах террористам нельзя уступать ни дюйма. Вы знаете, мы делали это раньше, и вот почему у нас случилась эта трагедия. Я очень интересно провел с вами время, но, вероятно, настало время закругляться.
Статьи по теме
Годовщина оптовых смертей
Сотни людей, находившихся в Театральном центре на Дубровке, - зрители мюзикла "Норд-Ост", артисты, сотрудники центра - были захвачены группой чеченских террористов. Для них, для их близких, для всей страны потянулись страшные часы ожидания. Заложники ждали, что власть сделает все для их спасения. Однако в результате спасательной операции погибло более ста мирных граждан. Их убили не террористы. Их убил "безвредный" газ. Ответственность за массовую гибель людей не понес никто. Президент хладнокровно назвал убитых "жертвами обстоятельств".