Лимонова приговорили к 4 годам лишения свободы
Саратовский областной суд приговорил лидера Национал- большевистской партии Эдуарда Лимонова к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима, сообщает РИА "Новости". Пять активистов возглавляемой Лимоновым организации приговорены к срокам от 2 лет и 3 месяцев лишения свободы до 3,5 лет. Лимонов признан виновным в организации незаконного риобретения оружия и боеприпасов активистами НБП (ст.33 ч.3, ст.222 ч.3). Представшего вместе с ним перед судом учредителя газеты "Лимонка" Сергея Аксенова суд признал виновным в совершении того же преступления.
Активисты НБП Дмитрий Карягин и Владимир Пентелюк были осуждены на 2,5 года лишения свободы каждый, а Нина Силина приговорена к 2 годам и 4 месяцам лишения свободы. Олег Лалетин получил по приговору суда 2 года и 3 месяца лишения свобды. Эти четыре члена НБП, входящие в разные региональные отделения партии, были признаны виновными в незаконном приобретении, хранении и перевозке огнестрельного оружия и боеприпасов.
При этом большую часть обвинений, предъявленных ФСБ Лимонову и Аксенову, суд снял. Из оглашенного во вторник приговора следует, что в суде "не нашло своего подтверждения" обвинение Лимонова и Аксенова в призывах к насильственному захвату власти и изменению конституционного строя, приготовлении к терроризму, а также покушению на создание незаконных вооруженных формирований. Как указал суд, в основу данных обвинений следствие положило так называемый проект создания второй России, который был опубликован в НБП-Инфо - закрытом бюллетене партии. Данный проект предусматривал создание национал-большевистской армии, которую следствие расценило как незаконное вооруженное формирование.
По мнению суда, обвинение "переоценило значимость" бюллетеней НБП-Инфо. Как отмечает суд, прокурор отказался от обвинения Лимонова и Аксенова в подготовке и распространении НБП-Инфо, в одном из которых и был опубликован проект создания второй России. Сами подсудимые отрицали авторство документа, а Лимонов заявил, что не писал в НБП-Инфо ни одного материала.
Между тем, суд решил, что сам по себе факт приобретения оружия, который был признан судом, не является доказательством подготовки терактов, которые, по данным следствия, национал-большевики собирались организовать на территории Казахстана. Обвинение в этой части "не убедительно", так как следствием не установлено "место, время и способ планируемых террористических актов", подчеркивается в приговоре.
Во вторник в суд пришли более ста сочувствующих подсудимым, в основном молодые члены НБП. В зале присутствует и депутат Госдумы Василий Шандыбин.
Эдуард Лимонов и Сергей Аксенов были задержаны 7 апреля 2001 года на Алтае на пасеке, расположенной в 12 км от села Банное Усть-Коксинского района, которую, как считает следствие, национал-большевики планировали использовать в качестве тренировочной базы для военной подготовки членов Национал-большевистской армии для ее последующего вооруженного вторжения в Казахстан. Там, по данным ФСБ, национал-большевики собирались воплотить в жизнь так называемый проект создания второй России. Согласно этому проекту в республике, граничащей с РФ, национал-большевики планировали прийти вооруженным путем к власти с совершением там ряда акций террористического характера, "создать там вторую Россию, чтобы потом ее двинуть на первую".
Проект создания второй России и рекомендации к его осуществлению были опубликованы в закрытых бюллетенях "НБП-Инфо". Как следует из материалов ФСБ, для осуществления плана Лимонов обратился с письмом к профессиональному наемнику полковнику Бобу Динару, французу, настоящее имя которого - Жильбер Бурго. Для вооружения НБА, как гласит обвинение, Лимонов и Аксенов снабдили Пентелюка, Силину, Лалетина и Карягина деньгами, на которые те приобрели 6 автоматов Калашникова, около 150 патронов, примерно 900 г пластида и электроденотаторы. Однако в марте 2001 года активисты НБС были задержаны под Уфой и в Саратове, а взрывчатка и оружие изъяты.
Молодым активистам НБП в начале процесса инкриминировались те же статьи, что Лимонову и Аксенову, кроме обвинения в публичных призывах к изменению конституционного строя. Однако на суде прокурор Сергей Вербин отказался от части предъявленных им обвинений, попросив суд признать национал-большевиков виновными лишь в незаконном приобретении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Пентелюка и Силину гособвинитель предложил приговорить к 6 "реальным" годам лишения свободы каждого, а Лалетина и Карягина посчитал возможным осудить условно на 6 и 7 лет лишения свободы соответственно, с учетом того, что последние признали свою вину, раскаялись и активно способствовали раскрытию преступления. Что касается Лимонова и Аксенова, то, как заявил прокурор, их вина была доказана по всем пунктам обвинения. Лимонова гособвинитель потребовал приговорить к 14 годам лишения свободы, а Аксенова - к 12.
В ходе судебного процесса, который длится с июля прошлого года, главные фигуранты дела не признали своей вины. Лимонов отрицал авторство проекта создания второй России, а также других текстов, послуживших основанием для предъявления национал-большевикам обвинения. Адвокат Лимонова и Аксенова Сергей Беляк настаивал на невиновности своих подзащитных и просил суд вынести им оправдательный приговор.
Ранее прокуратура Московской области обратилась в Мособлсуд с иском о ликвидации НБП в связи с тем, что ее деятельность противоречит целям, указанным в уставе организации. 10 января 2002 года суд приостановил рассмотрение этого иска до вынесения приговора по делу Лимонова и пяти активистов НБП.
Статьи по теме
Большевистская организация и лимоновская литература
Для общественной защиты нужна ясная уверенность в невиновности арестованного. У меня лично такой уверенности нет. Лимонов как личность и как общественный деятель вполне ассоциируется с тем преступлением, в котором его обвиняют. А того факта, что он писатель, для безоговорочной защиты недостаточно.
Педагог и его армия
На процессе в Саратове Эдуард Лимонов не признал себя виновным и заявил, что дело против него сфабриковано российскими спецслужбами. Действительно, попытки наших наливающихся кровью органов представить экстравагантного писателя в качестве одного из звеньев глобальной террористической цепи выглядят не очень убедительно. Если Лимонов перед кем и виноват по-настоящему, то перед теми юнцами обоего пола, которых он соблазнил своими национал-эпатажными идеями.
У нас опять великая эпоха
Политический смысл суда над Лимоновым понятен: новая метла, наводя в стране порядок после безбрежных ельцинских свобод, зачищает самых отвязанных радикалов. Точнее, стремится к этому, ибо улов небогат и весьма выборочен: левых беспредельщиков у нас сажают охотно, а скинхеды неуловимы, хотя и выделяются в толпе. Нравственный смысл процесса неочевиден.