Ректор Шанинки Зуев отправлен под домашний арест
Тверской райсуд Москвы отправил под домашний арест на срок до 7 декабря ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Сергея Зуева, подозреваемого в хищении 21 миллиона рублей, сообщает пресс-служба московских судов. Суд отказал следствию МВД в ходатайстве о его аресте.
Тверской райсуд Москвы отправил под домашний арест на срок до 7 декабря ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) Сергея Зуева, подозреваемого в хищении 21 миллиона рублей. Суд отказал следствию в ходатайстве о его аресте. https://t.co/YwHwCXrlCq pic.twitter.com/BZyyqbxX0B
— Грани.Ру (@GraniTweet) October 14, 2021
К суду пришла группа поддержки ученого, в том числе его дочь Дарья, политолог Екатерина Шульман и литературовед Александр Архангельский.
Полиция задержала Зуева в понедельник вечером, забрав из больницы: как рассказал Би-Би-Си его адвокат Сергей Севрук, Зуев лег в больницу в тот же день, однако, когда к нему пришли силовики, отказался от госпитализации. В этом году ректор перенес две операции. В момент задержания у него было давление 200, его допрашивали более 30 часов. По словам Севрука, с Зуевым еще с 28 сентября проводились следственные действия - допросы и очные ставки, всего их было четыре или пять. Адвокат уточнил, что, как считает защита, Зуев не может отвечать за действия всех своих подчиненных.
Зуев проходит по делу бывшего замминистра просвещения Марины Раковой. Как и прочие фигуранты, он подозревается по части 4 статьи 159 УК (мошенничество в особо крупном размере; до 10 лет). Ему инкриминируют хищение денег, выделенных Шанинке Фондом новых форм развития образования, учрежденным Минпросвещения, на несколько исследований по федеральному проекту "Учитель будущего".
В поддержку Зуева выступили многие видные ученые, просветители, публичные интеллектуалы.
О деле против Раковой стало известно 29 сентября. Ей также инкриминировано особо крупное мошенничество, ее стали преследовать по заявлению Фонда новых форм развития образования. Следствие МВД считает, что Ракова с сообщниками в 2019 году похитили 50 миллионов рублей при исполнении двух госконтрактов в рамах госпрограммы "Образование". Подрядчиком по этим контрактам был фонд, а субподрядчиком - Шанинка. Ракова, ранее возглавлявшая фонд, за посту замглавы Минпросвещения лоббировала заключение контрактов, а работы по ним так и не были выполнены.
Ракова после прошедшего у нее обыска и первых следственных действий скрылась, после чего была объявлена в розыск. Однако 6 октября она сама сдалась полиции, после того как Тверской райсуд Москвы отправил ее гражданского мужа Артура Стеценко под арест по тому же делу. Арестованы еще трое ее подельников: ето топ-менеджеры "Сбербанка" Евгений Зак и Максим Инкин, бывший исполнительный директор Шанинки Кристина Крючкова. Стеценко, по версии МВД, когда Ракова руководила Фондом новых форм развития образования в 2017-2019 годах, был фиктивно там трудоустроен и под видом зарплаты получил более 9 миллионов рублей, которые затем использовал в личных целях.
Ракова в последнее время работала вице-президентом "Сбербанка" и была уволена оттуда после начала уголовного преследования.
МВШСЭН - российско-британский вуз, основанный в 1995 году профессором Манчестерского университета социологом Теодором Шаниным (умер в 2020 году). Партнер института - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Выпускники магистратуры Шанинки получают два диплома - российский и диплом Манчестерского университета. В 2018 году Рособрнадзор лишил Шанинку аккредитации, сославшись на нарушение ряда государственных образовательных стандартов. В вузе заявляли, что требования Рособрнадзора оторваны от реальности, а в заключении комиссии есть ряд фактических ошибок. Уже в 2020-м Шанинке вернули аккредитацию.
Кирилл Рогов, политолог, вице-президент фонда "Либеральная миссия"
Обвинения, выдвинутые против ректора Шанинки Сергея Зуева, имеют, пожалуй, практически все возможные признаки заказного дела.
Любой человек, хоть мало-мальски знакомый с предметом, понимает, что речь идет о грантовой программе, в которой было задействовано большое количество людей, которые в действительности и получали в основном выделенные вузу в рамках программы деньги. Поэтому обвинение в присвоении Зуевым 21 миллиона рублей - это какая-то фантастика. А точнее - скорее всего заведомая фальсификация, призванная создать впечатление о совершенном преступлении, которого в действительности не было.
Возможно, есть какие-то вопросы по характеру использования денег или по качеству полученных результатов. Это может быть. Но это не имеет ничего общего с понятием "хищение 21 млн рублей". Хищение 21 млн рублей в России не редкость. Но только не в вузах. Там такой лафы нету.
Попытка создать впечатление о наличии преступления, которого в действительности не было, и есть первый признак заказного дела.
Второй важнейший признак заказного дела - это оставление Сергея Зуева под стражей. Зуев что, на кого-то нападал с ножом? Пытался перейти ночью по болоту российско-украинскую границу? Зачем под стражу?
Ответ известен каждому россиянину. Зуева надо содержать под стражей, чтобы склонить к хотя бы частичному признанию вины в ситуации, когда основания для дела против него у правоохранительных органов недостаточны или вовсе отсутствуют. Это повторяется в подобных делах из раза в раз.
И вообще, давайте проведем опрос. Правоохранительные органы предъявили ректору знаменитого московского вуза обвинение в хищении 21 млн рублей, он это отрицает. Какую из сторон конфликта, какую институцию вы скорее склонны подозревать в системной коррупции - ректора вуза или правоохранителей? Где денег гребут больше? Ответ опроса также известен.
И еще. Тот факт, что российская правоохранительная система признала Фонд борьбы с коррупцией экстремистской организацией, и возбуждение дел, подобных делу Зуева, - это опять звенья одной и той же гребаной цепи. Хотя кому-то и, возможно, даже самому Сергею Зуеву хотелось думать, что это совсем разные вещи.
https://www.facebook.com/kirill.rogov.39/posts/6648547718496125
Борис Грозовский, экономический и политический обозреватель
Сергею Зуеву - сил и мужества. И Владимиру Мау (ректору РАНХиГС. - Ред.). Шанинка долго не сдавалась, поэтому стали брать силой. Если бы Кузьминов (основатель и первый ректор Высшей школы экономики. - Ред.) вел себя так же - был бы в похожем статусе еще лет 5 назад. Может, уже даже был бы на середине срока, как Улюкаев (бывший глава Минэкономразвития, осужденный по делу о взятке. - Ред.). Узка, тонка и призрачна грань между теми, кто в силу недоработок все еще на свободе, и теми, кто уже нет.
Иван Преображенский, политолог
Может, тем, кто выступает в защиту Сергея Зуева, пора уже выйти из стыдливой позы "произошла чудовищная ошибка", перестать переводить стрелки на "нехорошую" бывшую замминистра и замглавы "Сбербанка" Ракову и начать говорить о "деле Шанинки", а не о "деле Раковой"?
Заодно и выступить в ее защиту тоже. Как я понимаю, все так называемые хищения она могла погасить из своего кармана без заключения. Так же как и Зуев. Это даже если хищения были. Про такую форму взаимодействия с законом все как-то забыли.
Очевидно же, что речь идет о целенаправленной атаке на Шанинку в целом, а равно и на образовательные проекты "Сбербанка". Иначе говоря, на ту часть образовательной и научной системы в России, которая "неподцензурна" пока что.
... Хватит ссать, дорогое академическое сообщество, так по одному и пересажают.