Бывший мэр Нижнего Новгорода Сорокин осужден к 10 годам строгого режима
Судья Нижегородского райсуда Нижнего Новгорода Екатерина Кислиденко приговорила бывшего мэра города Олега Сорокина к 10 годам строгого режима по делу о похищении, пытках и взяточничестве. Об этом сообщает Комитет против пыток, юрист которого Сергей Шунин представляет интересы потерпевшего Александра Новоселова.
В качестве дополнительного наказания бывшему чиновнику назначен штраф 468 миллионов рублей.
Кроме того, Сорокин обязан выплатить 1 миллион рублей по гражданскому иску потерпевшего.
Сорокин признан виновным по пунктам "а", "в", "г" части 2 статьи 126 (похищение человека в составе группы лиц по предварительному сговору с применением опасного насилия, а также оружия), части 5 статьи 33 - пунктам "а", "б" части 3 статьи 286 (пособничество в превышении должностных полномочий, совершенном с применением насилия и оружия) и части 6 статьи 290 УК (получение взятки в особо крупном размере). При этом, уточняет NN.Ru, от ответственности по статьям 33 - 286 подсудимого освободили за истечением срока давности.
Вместе с чиновником по делу осуждены двое бывших милиционеров. Полковник Евгений Воронин получил 5 с половиной, а подполковник Роман Маркеев - 5 лет строгого режима по пунктам "а", "в", "г" части 2 статьи 126 кодекса. Воронину это обвинение было вменено через часть 3 статьи 33 (организация преступления). Оба признаны виновными также по пунктам "а", "б" части 3 статьи 286 УК, однако, как и Сорокин, освобождены от ответственности за это преступление за истечением срока давности.
Милицейских званий ни тот ни другой силовик не лишены.
В пользу потерпевшего Новоселова с Воронина взыскано 600 тысяч рублей, а с Маркеева - 500 тысяч.
Разбирательство по существу дела продолжалось с 26 ноября прошлого года; процесс занял несколько десятков заседаний. В прениях сторон 28 февраля прокурор Елена Шкаредная запрашивала для Сорокина 12 лет строгого режима со штрафом в размере 15-кратной суммы полученной им взятки, а для Воронина и Маркеева - 8 и 7 лет строгого режима соответственно с лишением милицейских званий.
Новоселов был похищен около 10 утра 27 апреля 2004 года на площади Свободы в центре Нижнего Новгорода. Незнакомцы подошли к Новоселову и, избивая, затащили в машину, после чего увезли в лес в Балахнинском районе области. Туда же подъехал белый джип, из которого вышли несколько мужчин, в том числе Сорокин (на тот момент бизнесмен, не занимавший чиновничьей должности).
Новоселова избивали, а также угрожали ему пистолетом, обвиняя в покушении на Сорокина, совершенном в 2003 году. Незнакомец в камуфляже засунул похищенному дуло пистолета в рот, разбив губу.
Далее Сорокин потребовал: "Достаньте топор - отрубим ему ногу". Один из незнакомцев достал из машины охотничий топорик. После этого Новоселов написал явку с повинной, а также признался в покушении на Сорокина под видеозапись.
Воронин в 2004 году был начальником межрайотдела милиции по раскрытию серийных и заказных убийств при областном УМВД, а Маркеев - старшим оперативником этого отдела. Согласно нынешнему приговору, Воронин считал, что Новоселов располагает информацией о лицах, причастных к покушению на Сорокина, и разработал план "психологического воздействия" для получения этой информации. Маркеев был одним из силовиков, которые выследили Новоселова и похитили на площади. Машина, в которой похищенного увезли в лес, принадлежала Сорокину.
В результате пыток у Новоселова были зафиксированы сотрясение мозга, множественные ушиба, в том числе правой почки, и другие травмы.
Пострадавший подал заявление в прокуратуру, однако ведомство отказало в возбуждении дела. Чиновники сослались на то, что силовики проводили "оперативный эксперимент", а вместо Сорокина в нем будто бы участвовал "сотрудник, загримированный под внешность Сорокина О. В.".
В мае 2005-го Новоселов обратился в КПП. Не сумев добиться возбуждения дела, правозащитники 24 декабря того же года подали жалобу в ЕСПЧ.
Без малого восемь лет спустя, 28 ноября 2013-го, Страсбургский суд взыскал с России в пользу Новоселова 27,5 тысячи евро. В решении указывалось, что пострадавшего пытали представители государства, а проверка прокуратуры была "поверхностной" и "формалистской".
12 ноября 2014 года Верховный суд постановил возобновить проверку по жалобе Новоселова ввиду вновь открывшихся обстоятельств. Тем не менее дело было открыто лишь 2 августа 2017-го. Как уточняет "Медиазона", Воронина и Маркеева отправили в СИЗО прошлой весной. Сорокин был арестован еще в декабре 2017-го по делу о взяточничестве; позже ему вменили также эпизод пыток.
"Это дело - одно из печальных дел-рекордсменов в практике Комитета против пыток, - заметил юрист Шунин после оглашения приговора. - Ведь с момента подачи сообщения о преступлении до приговора прошло без малого 15 лет".
NN.Ru юрист так прокомментировал решение судьи Кислиденко: "Я считаю, что срок мог быть и больше".
51-летний Сорокин занимал пост мэра в 2010-2015 годах. С октября 2016-го был вице-спикером регионального заксобрания; этого поста, как и депутатского мандата, его лишили лишь в марте прошлого года, через четыре месяца после ареста.