Бывший заключенный осужден за сообщение о пытках в колонии
Судья Дзержинского райсуда Оренбурга Сергей Елисеев приговорил бывшего заключенного ИК-4 общего режима в областном центре Павла Селивёрстова, который подвергся в колонии жестокому избиению и пытался добиться наказания виновных, к году лишения свободы. В то же время Елисеев освободил подсудимого от отбывания заключения в связи с истечением срока давности по делу. Об этом сообщает Комитет против пыток.
Селивёрстов был признан виновным по части 2 статьи 306 (заведомо ложный донос с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления), предусматривающей до трех лет колонии.
24 декабря 2012 года Валентина Селивёрстова, мать заключенного, сообщила в местное отделение КПП, что ее сына перед помещением в СИЗО жестоко избили. В частности, пострадавшему сломали ребро, которое проткнуло легкое, и от этого Селивёрстов чуть не умер. В тот же день мать заключенного обратилась в СКР с заявлением о преступлении.
В январе 2013-го, немного восстановившись после операции, Селивёрстов подал в следственное ведомство аналогичное заявление уже от своего имени. Между тем СКР начал проверку по этому заявлению лишь через две недели, тогда как по закону должен был приступить к ней немедленно.
Через два месяца после инцидента уголовное дело было возбуждено. Тем не менее, отмечает КПП, и после открытия дела следователи систематически нарушали права Селивёрстова, в связи с чем юристы комитета обратились в ЕСПЧ.
За два года по делу сменилось четыре следователя; само расследование дважды прекращали. Первый раз прекращение дела удалось оспорить - следствие передали в 1-й отдел по расследованию особо важных дел регионального управления СКР. Однако через месяц после возобновления производства дело было закрыто повторно. Соответствующее постановление КПП обжалует до сих пор.
Сами фсиновцы заявляли, будто травму Селивёрстов получил, после того как, поскользнувшись, упал с лестницы. При этом сотрудники колонии, в отличие от потерпевшего, неоднократно меняли показания. Тем не менее следователи не провели очных ставок пострадавшего с подозреваемыми и свидетелями. Также они не изъяли запись с регистратора, закрепленного на одежде дежурного ШИЗО, который, как сообщал Селивёрстов, наблюдал избиение. В ряде экспертиз потерпевшему и его представителям было отказано. Другими исследованиями показания фсиновцев опровергались. Наконец, выводы одной из экспертиз, проведенных следствием, доктор медицинских наук Сергей Леонов прямо назвал научно не обоснованными.
В итоге дело возбудили против самого Селивёрстова. Суд над пострадавшим занял два дня - 12 и 13 марта. Сотрудники ИК-4, проходившие по делу потерпевшими, на слушания не явились. Судья Елисеев предлагал Селивёрстову прекратить дело за истечением сроков давности, однако тот отказался. Тем не менее, как заметил глава оренбургского отделения КПП Тимур Рахматулин, представлявший интересы подсудимого, "возможности защититься суд ему, по сути, не дал, не удовлетворив 12 наших ходатайств".
Итоги разбирательства Рахматуллин прокомментировал так: "Теперь, очевидно, у каждого гражданина в Оренбургской области, когда в отношении него будет совершаться преступления "оборотнями в погонах", будут все основания опасаться прибегать к помощи сотрудников следственных органов. Любое такое обращение граждан следователи смогут истолковать как ложный донос".
В декабре 2014 года Адлерский райсуд Сочи приговорил к 300 часам исправработ строительного рабочего Мардироса Демерчяна, которого в местном ОП "Блиново" подвергли пыткам, требуя сознаться в краже мотка проволоки. Демерчяну выбили зубы, разбили голову и засунули лом в задний проход. Из отдела строителя в критическом состоянии доставили в 4-ю горбольницу Сочи.
В возбуждении дела против полицейских Демерчяну было отказано. Вместо этого его самого привлекли по обвинению в заведомо ложном доносе.