статья Кирилломефодиевщина

Андрей Колесников, 29.11.2002
Фото с сайта www.astana2030.narod.ru

Фото с сайта www.astana2030.narod.ru

Поправка к закону "О языках народов РФ", принятая Советом Федерации и объявляющая кириллицу единственной графической основой письма "детей разных народов" на территории России, спровоцировала резкую отповедь Госсовета Татарии и президента Шаймиева.

Реакция оказалась естественной и предсказуемой: поправка к закону заведомо неприемлема для ряда республик в составе России. И ничего, кроме вполне очевидного политического подтекста – стремления ограничить суверенизацию и погрозить национальным образованиям "вертикалью", - в этом законодательном акте нет.

Какая в конце концов разница, что берет за основу своего письма тот или иной народ - латиницу, кириллицу или клинопись? Это частное дело каждого этноса, государство- или республикообразующего. Удобнее писать на латинице, подходит она больше к фонетическому строю языка (что, например, очевидно для вепсского или карельского) – на здоровье. При чем здесь федеральный центр, унификация и т.д.? Кстати, федеральные власти так и не нашли убедительных доводов в пользу перевода всех языков народов России на кириллицу. Да и как найти, если их нет.

Попытка унификации письма равносильна попытке унифицировать культуру. Подобного рода начинания трудно оправдать требованиями, например, удобства делопроизводства. Здесь все гораздо серьезнее, потому что затрагиваются национальное самосознание, государственная и культурная самоидентификация. Неаккуратные действия - причем сознательно и заведомо неаккуратные - в этой сфере выглядят неминуемо провокационно. Особенно на фоне советской истории: тот же татарский язык в 1927 году переводили с арабской графики на латиницу, а в 1939 году в ходе подобной унификации перевели на кириллицу. Столь специфический исторический контекст неизбежно рождает самые мрачные аллюзии и ожидания.

Есть еще один важный нюанс. Попытки введения языкового единообразия в России совпали по времени с ясно обозначенным стремлением Минобразования учредить как минимум факультативные уроки Закона Божия (будем называть вещи своими именами). Разумеется, в рамках православия. Получается этакая унификация в квадрате, которая четко делит все население страны, причем и взрослых, и детей, получающих среднее образование, на "православных" и "инородцев", на пишущих кириллицей и тех, кто желает сохранить национальную самобытность, в том числе и при помощи свободы в установлении способов письма.

В сущности, речь идет о сознательном провоцировании со стороны государства межнациональной розни. Можно назвать это явление добровольно-принудительной "кирилломефодиезацией". Такое уже было – при советской власти. Один язык, одна письменность, одна на всех звездочка на красном полотнище Вооруженных сил...

Андрей Колесников, 29.11.2002


новость Новости по теме