Медведева просят вмешаться в дело Гасаева
Правозащитники обратились к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой обеспечить справедливое разбирательство дела чеченца Мурата Гасаева, обвиняемого в терроризме. В декабре прошлого года Гасаев был экстрадирован в Россию из Испании несмотря на протесты международных правозащитных организаций.
"Многие факты свидетельствуют о том, что дело Мурата Гасаева сфальсифицировано и он невиновен", - говорится в обращении к Медведеву. Как отмечают авторы письма, обвинение "основано на показаниях человека, который позднее признался, что оговорил Мурата Гасаева и еще нескольких человек под невыносимыми пытками". Правозащитники опасаются, что к самому Гасаеву также могут быть применены пытки для склонения его к самооговору.
Гасаев - мастер спорта по греко-римской борьбе. В мае 2005 года он эмигрировал в Испанию. Гасаев был объявлен в розыск в феврале 2006 года. Следствие утверждает, что в 2004 году он участвовал в нападении на МВД Ингушетии. Гасаеву инкриминируются теракты, убийства, бандитизм и незаконный оборот оружия. В декабре 2006 испанские власти арестовали его по запросу российской стороны. Гасаев попросил политического убежища, однако через два года был выдан России. Это первый случай экстрадиции в Россию из европейской страны обвинямого в терроризме.
"Дело Мурата Гасаева получило широкую огласку в Ингушетии и далеко за ее пределами, - говорится в обращении правозащитников. - Жестокое обращение, несправедливый суд и необоснованный обвинительный приговор в отношении Мурата Гасаева могут вновь обострить ситуацию в регионе, тогда как гуманность и справедливость по отношению к нему, напротив, повысят степень доверия местного населения к федеральной власти".
Комментарий
Правозащитница Елена Санникова - специально для Граней.Ру:
Мы в очередной раз обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в судьбу находящегося под стражей человека. Обратились вопреки горькому опыту нежелания или неумения Дмитрия Анатольевича содействовать цивилизованному осуществлению правосудия не на словах, а на деле.
Кроме простой и естественной тревоги за человека, который в любую минуту может быть подвергнут жестоким пыткам, нас взволновало в деле Мурата Гасаева и другое обстоятельство, а именно — то равнодушие, с каким европейская страна выдала на расправу человека, попросившего у нее убежища.
Конечно, российская сторона пообещала испанской и в хороших условиях Мурата Гасаева содержать, и посещение его в СИЗО испанским дипломатам обеспечить. Но можно ли верить подобным обещаниям? В 2003 году, например, власти России отказали делегации Европейского суда по правам человека в посещении пятерых чеченцев, экстрадированным из Грузии, хотя, конечно же, обещали обеспечить человечные условия содержания и допускать наблюдателей. Оба обещания выполнены не были. В марте 2004 года в Россию были экстрадированы семь бывших узников Гуантанамо, в том числе выходцы из Кабардино-Балкарии и Татарстана, тоже под обещание о справедливом и гуманном обращении с ними, которое тоже выполнено не было. Эти люди были подвергнуты и внесудебным преследованиям, и жестоким пыткам при последующем задержании, а некоторые из них были осуждены на большие сроки заключения по явно сфабрикованным обвинениям.
О том, что чеченцев, обвиняемых в причастности к вооруженным формированиям, жестоко пытают, знают все. Этот факт подтвержден многочисленными конкретными свидетельствами, озвучен многими правозащитными организациями. Преданы гласности факты смерти людей в результате таких пыток, о некоторых из них писала в своих статьях Анна Политковская.
В июне 2004 года после нападения отряда Шамиля Басаева на посты и отделения МВД в Ингушетии власти задержали большое количество людей, в том числе и случайных, и подвергли их допросам с применением жестоких пыток. Некто Идрис Матиев, не выдержав пыток, оговорил знакомых ему молодых людей с единственной целью: чтобы его перестали пытать и выпустили. Как утверждает председатель Чеченского комитета национального спасения Руслана Бадалова, людей, на которых дал показания Матиев, постигла жестокая участь. Так, в декабре 2005 года был убит Хазбулат Амирханов. Позже в СИЗО Владикавказа убили Адама Горчахова. "Эта же участь ожидала и Мурада Гасаева, если бы Идрис Матиев своевременно не предупредил его о том, что он был им оговорен", — пишет Руслан Бадалов в своем заявлении.
Вне зависимости от того, виновен или невиновен человек, его нельзя отдавать в руки пыточного "правосудия". "Международная Амнистия" призывала испанское правительство отказаться от экстрадиции Гасаева, утверждая, что Испания нарушит таким действием Европейскую конвенцию по правам человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Конвенцию ООН против пыток. Но властям Испании политическая конъюнктура оказалась важнее судьбы живого человека.
Тревогу вызывает и то, что Европейский суд по правам человека отказался принять иск родственников Мурата Гасаева к властям Испании, оспаривающий решение об экстрадиции.
Все эти факты наталкивают на мысль о кризисе человечности не только в странах, где не развита система правосудия и институты прав человека, но и во всем мире. И естественно возникает вопрос: где искать чеченцу убежища от пыточного и несправедливого "правосудия" и где, в какой стране объективный суд сможет дать ему возможность доказать свою невиновность?
Конечно, мы получим очередную серию отписок в ответ на наше обращение к Дмитрию Медведеву. Конечно, власть и на этот раз продемонстрирует нежелание диалога с гражданским обществом. Но все-таки мы сочли своим долгом донести до сведения властей, что в России есть люди, обеспокоенные судьбой Мурата Гасаева, готовые и ходатайствовать за него, и следить за его судьбой, и противостоять жестокому и противозаконному обращению с ним.
Справка
Обращение к президенту Дмитрию Медведеву в связи с экстрадицией в Россию Мурата Гасаева
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Мы глубоко обеспокоены экстрадицией из Испании в Россию чеченского беженца Мурата Гасаева.
Многие факты свидетельствуют о том, что дело Мурата Гасаева сфальсифицировано и он не виновен. Обвинение его основано на показаниях человека, который позднее признался, что оговорил Мурата Гасаева и еще нескольких человек под невыносимыми пытками. Подобные дела во множестве фабриковались в Ингушетии при президенте Мурате Зязикове. Многочисленные свидетельства говорят о том, что силовые структуры, подчиненные Зязикову, творили в республике настоящий беспредел, приведший к дестабилизации обстановки в регионе. С особым цинизмом это было продемонстрировано откровенным убийством редактора оппозиционного сайта "Ингушетия.ру" Магомеда Евлоева в конце августа минувшего года. Только отставка Зязикова и наиболее одиозных его министров спасла тогда республику от большой крови.
Дело Мурата Гасаева получило широкую огласку в Ингушетии и далеко за ее пределами. Жестокое обращение, несправедливый суд и необоснованный обвинительный приговор в отношении Мурата Гасаева могут вновь обострить ситуацию в регионе, тогда как гуманность и справедливость по отношению к нему, напротив, повысят степень доверия местного населения к федеральной власти.
По данным многих российских и международных правозащитных организаций (Amnesty International и др.), занимающихся мониторингом ситуации в местах лишения свободы, заключенные чеченской национальности в нашей стране нередко подвергаются дискриминации, испытывают на себе жестокое обращение представителей администрации колоний и СИЗО, издевательства и пытки. У нас есть самые серьезные причины опасаться, что к Мурату Гасаеву также могут быть применены пытки для склонения его к самооговору.
Мы просим Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, проконтролировать данную ситуацию и не допустить жестокого и противозаконного обращения с Муратом Гасаевым, соблюсти его законные права на справедливое судебное разбирательство. В новогоднем обращении Вы упомянули милосердие как высшую человеческую ценность. Столь же высокой ценностью является соответствие слова и дела. Мы просим Вас продемонстрировать милосердие в данной конкретной ситуации, обеспечить Мурату Гасаеву человечные условия содержания и по возможности изменить ему меру пресечения. Ведь и сам запрос об экстрадиции подразумевал, в соответствии с международным законодательством, гарантию прав Мурата Гасаева на справедливое разбирательство его дела и обеспечение ему условий содержания в полном соответствии с подписанными Россией международными конвенциями.
В Вашей власти как Президента РФ, гаранта Конституции и соблюдения прав человека в стране, воспрепятствовать применению пыток в органах дознания и местах лишения свободы, которые так широко у нас практикуются. Мы просим Вас на примере данного дела преодолеть порочную практику жестокости и правового нигилизма в нашей стране, инициировать расследование ситуации с пытками, в результате которых был оговорен Мурат Гасаев, взять под личный контроль его дело и обеспечить законность и гуманность его расследования.
Елена Маглеванная, журналист, Волгоград
Елена Санникова, журналист, правозащитник, Москва
Владимир Шаклеин, правозащитник, Межрегиональный центр прав человека, движение "За права человека", Екатеринбург
Раиса Гришечкина, правозащитник, Ростов-на-Дону
Михаил Трепашкин, адвокат, Москва
Сергей Давидис, юрист, Союз солидарности с политзаключенными, Москва
Вячеслав Ферапошкин, журналист, Союз солидарности с политзаключенными, Москва
Оксана Челышева, журналист, правозащитник, Нижний Новгород
Станислав Дмитриевский, журналист, правозащитник, Нижний Новгород
Михаил Кригер, предприниматель, правозащитник, Москва
Евгений Фрумкин, общественный активист, Москва
К обращению присоединилась:
Мальва Ланда, член-основатель Московской Хельсинкской группы, Москва
Светлана Ганнушкина, председатель Комитета "Гражданское содействие", Москва
Виктор Сокирко, Комитет антивоенных действий, Москва
Андрнй Налетов, Комитет антивоенных действий, Москва
Андрей Миронов, правозащитник, Москва
Валерий Борщев, правозащитник, Москва
Глеб Якунин, священник, общественный деятель, Москва
Лев Левинсон, Институт прав человека, Москва
Евгений Ихлов, правозащитник, Москва
Константин Кедров, поэт, член исполкома ПЕН-клуба, Москва
Павел Башкиров, правозащитник, Москва
Дарья Масленникова, художник, Москва
Владимир Пантелеев, политзаключенный 70-х гг., Нижний Новгород
Андрей Желонкин, журналист, Саранск
Елена Меркулова, переводчик, Москва
Юрий Фатенко, г.Владимир
Петр Ткалич, журналист, Свердловская обл.
Сергей Князькин, правозащитник, Татарстан
Дословно
Руслан Бадалов
Я знаю Мурата Гасаева, можно сказать, с малого детства, он вырос буквально на моих глазах. С отцом Мурата, Ахметом Гасаевым, заслуженным тренером РСФСР, мы поддерживали тесные дружеские отношения. Сам Мурат, кстати, в спортивных успехах дошел до звания мастера спорта СССР по греко-римской борьбе.
Важно отметить, что Мурат Гасаев не участвовал в боевых или террористических акциях ни на чьей стороне на Северном Кавказе, также о нем нигде не было никакой информации, что он мог бы быть причастным к каким-либо бандитским и террористическим формированиям. Но, став жертвой оговора, он оказался вынужден искать себе убежища за дальними рубежами России, в Европе, куда уже давно бегут его соплеменники от вопиющих беззаконий и произвола так называемых правоохранительных и силовых структур родной страны.
...У Испании, как получается, свой, несколько отличный от остальной Европы, взгляд на общеевропейские, и в целом западные, принципы демократии и обеспечения защиты прав человека. Только так возможно воспринять шаг властей этой страны, когда они "осведомились" у российской прокуратуры — карающей стороны, от которой жертва убежала — дать или не дать ей убежище. Это вопиющий факт со стороны носителей европейской культуры и демократии.
ПРИМА-News, 25.03.2008