Ходорковскому снова продлен срок ареста
Читинский областной суд удовлетворил ходатайство Следственного комитета о продлении срока содержания под стражей экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского на три месяца. Как сообщает Интерфакс, суд согласился с доводами Следственного управления СКП. Таким образом Ходорковский останется в читинском СИЗО до 2 ноября.
30 июня Ходорковскому было предъявлено новое обвинение. Новый документ, "состоящий из 145 листов плотного текста", является "все тем же набором абсурдных и бездоказательных утверждений о якобы совершенном хищении и легализации всей нефти, добытой за шесть лет деятельности НК ЮКОС", - заявили адвокаты Ходорковского.
"Новых эпизодов нет, квалификация действий обвиняемого не изменена, текст прежнего постановления от 3 февраля 2007 года подвергся несущественной переработке, причем все фактические противоречия и юридически ничтожные утверждения в нем сохранились", - говорится в заявлении адвокатов.
В середине декабря 2006 года Ходорковский и Лебедев по требованию Генпрокуратуры были переведены из колонии, где они отбывают восьмилетний срок за мошенничество и уклонение от уплаты налогов, в СИЗО Читы для проведения следствия по новому уголовному делу. Следствие уже завершено, обвиняемые знакомятся с материалами уголовного дела. Генпрокуратура инкриминирует Ходорковскому и Лебедеву легализацию 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов в период с 1998 по 2004 годы. Предъявленные им обвинения связаны с хищением акций, принадлежащих государству, а также с присвоением нефти и легализацией (отмыванием) средств, вырученных от ее продажи.
Ни Ходорковский, ни Лебедев вину не признают.
Справка
Заявление защиты Ходорковского
26 июня 2008 года Ходорковскому М.Б. было вручено подписанное руководителем следственной группы Алышевым В.Н. уведомление о том, что со следующего дня прекращается ознакомление его и защитников с материалами уголовного дела "в связи с тем, что будет предъявлено новое обвинение, а также проведены иные следственные действия". В уведомлении отсутствовали ссылки на какие-либо фактические и юридические основания такого решения, равно как и на процессуальный документ, которым это решение оформлено.
Никакими нормами УПК РФ не предусмотрено право следователя прекращать ознакомление обвиняемого с материалами законченного расследованием уголовного дела. Проводить какие бы то ни было следственные действия по законченному и предъявленному для ознакомления делу можно только в случае удовлетворения ходатайства, заявленного участником судопроизводства. При этом проведение таких действий не препятствует продолжению ознакомления. Таким образом, законные основания прекращения ознакомления с материалами дела отсутствуют, а само прекращение нарушает конституционное право Ходорковского М.Б. на защиту и иные права обвиняемого, предусмотренные УПК РФ.
30 июня 2008 года новое обвинение было предъявлено. За несколько часов внимательного изучения документа, состоящего из 145 листов плотного текста, понять, в чем состоит его «новизна», защите не удалось. Все тот же набор абсурдных и бездоказательных утверждений о якобы совершенном хищении и легализации всей нефти, добытой за 6 лет деятельности НК ЮКОС. Новых эпизодов нет, квалификация действий обвиняемого не изменена, текст прежнего постановления от 3 февраля 2007 года подвергся несущественной переработке, причём все фактические противоречия и юридически ничтожные утверждения в нем сохранились.
Пытаясь понять, в чем все-таки состоит скрытый смысл данного процессуального действия, защита не находит иного объяснения, кроме неуверенности следствия и – с учетом изменений, произошедших в высших эшелонах власти – его желания потянуть время в расчете на получение новых указаний и подтверждения поддержки "сверху". Тот факт, что информацию о предъявлении наш клиент получил в свой день рождения, неоспоримо свидетельствует о мелочном и мстительном характере тех, кто стоит за этой преступной инициативой. Уверены, что независимо ни от каких юридических уловок, передача такого дела в суд, обладающий хотя бы малейшими признаками независимости, закончится полным крахом надуманного обвинения.