статья Бальзам на исторические раны

Александр Гогун, 14.07.2003
Александр Квасьневский и Леонид Кучма. Фото АР

Александр Квасьневский и Леонид Кучма. Фото АР

Настало время освободиться от мучительного прошлого!.. Пусть прощение - дарованное и полученное – разольется, словно целебный бальзам, в каждом сердце. Пусть благодаря очищению исторической памяти все будут готовы поставить выше то, что объединяет, а не то, что разделяет, чтобы вместе строить будущее, основанное на взаимном уважении, на братском сотрудничестве и истинной солидарности.

К этим словам папы римского Иоанна Павла Второго, сказанным об украинско-польской резне 1943 года, присоединились на днях в совместном заявлении президент Украины Леонид Кучма и президент Польши Александр Квасьневский:
Склоняя голову перед жертвами злодеяний и всех трагических событий, которые имели место в общей истории, мы убеждены, что взаимное прощение будет первым шагом к полному примирению молодых поколений украинцев и поляков, которые полностью освободятся от предубеждений трагического прошлого. Мы глубоко ценим и разделяем каждое слово, которым прощают, и слово, которым просят прощения, если оно идет от души.

11 июля 2003 года президенты двух соседних стран посетили небольшое село Павливка на Волыни, где открыли памятник погибшим под названием "Память–Скорбь–Единение". Можно сказать, что примирение, бывшее для украинцев и поляков лишь мечтой в последние шесть десятилетий, частично достигнуто. И важность этого события еще предстоит оценить. Бойня, разгоревшаяся на Волыни летом 1943 года, заставила содрогнуться даже видавших виды советских партизан.

Предыстория

Украинско-польское противостояние развернулось на оккупированной немцами территории. В Западной Украине в 1942-1944 годах действовали два националистических подпольных движения – польская Армия Крайова (АК) с сочувствовавшими ей формированиями и Организация украинских националистов (ОУН), сформировавшая Украинскую повстанческую армию (УПА).

АК подчинялась находившемуся в Лондоне польскому правительству, всеми силами стремившемуся, чтобы Западная Украина, аннексированная Советским Союзом в сентябре 1939 года, вернулась в состав послевоенной Польши. ОУН имела своей целью создание независимого украинского государства, в состав которого должна была войти и Западная Украина. Своим главным врагом украинские националисты, в отличие от АК, считали не гитлеровскую Германию, а сталинский Советский Союз, на сторону которого в 1943 году стала клониться победа в войне. Оуновцы, зная о планах поляков, отлично понимали опасность, грозящую землям Галиции и Волыни не только из Москвы и Берлина, но и из Лондона.

Националисты двух стран годах многократно пытались договориться хотя бы о нейтралитете, но противоречия в целях двух сторон были слишком глубоки, а прошлое слишком богато обидами и конфликтами. Последний главнокомандующий УПА Василь Кук так объяснил причины украинско-польского конфликта периода Второй мировой войны:
Это было следствием политики поляков на протяжении всего межвоенного периода: они нас притесняли... Например, в 1930 году устроили массовое "замирение" - пацификацию – разгром украинских библиотек, избиения людей, арест националистически настроенных украинцев. В 1934 году они создали концентрационный лагерь унижения в Березе Картузськой для тех, кого подозревали в незаконной деятельности, или тех, кто не нравился полиции. Побои, издевательства... И это вызывало страшную ненависть, антипольский протест и ненависть, ненависть... Поляки на Волыни были в большинстве своем колонистами-осадниками, которым раздавали украинские земли. И чему удивляться, если мы с этими осадниками потом воевали? Поляки хотели получить наши земли назад и начали жечь украинские села. В ответ на их террор УПА начала свой террор.

Украинско-польскую резню в некоторой степени спровоцировали немцы, начавшие в 1942 году выселять с территории украинско-польского пограничья поляков и на их место вселять немцев и украинцев. В ответ польские националистические партизаны убили несколько сот представителей украинской сельской элиты. Между тем в марте 1943 года на Волыни 4-5 тысяч украинских полицейских из коллаборационистских формирований по призыву ОУН перешли к повстанцам. На их место немцы быстро набрали местных поляков, с опаской, а иногда с ненавистью и презрением смотревших на украинских "ризунов" (головорезов). Немецко-польские полицейские отряды начали карательные акции против повстанцев и, разумеется, мирных украинцев. Столкновение между УПА и поляками стало неминуемым.

Волынь, 1943 18 мая 1943 года главком УПА Клим Савур через листовки обратился к полякам:
...В настоящее время наша администрация оставила свои посты, чтобы у немцев не было доступа к нашим селам и они не могли нас уничтожить... Вы первыми добровольно захотели занять их место и помогаете немцам проводить их бандитскую работу... Но помните... Каждое наше сожженное село, каждая наша жертва, которые будут следствием вашей вины, аукнутся вам... Те, которые сейчас служат и помогают немцам, еще могут вернуться, но завтра уже будет поздно. Кто будет и далее служить и помогать гестапо, того не минует заслуженная кара.

Никто из полицейских домой не возвратился. Более того, весной-летом 1943 года волынские поляки, испытывая страх перед УПА, оказывали поддержку советским партизанам, наступавшим из Белоруссии, а нередко и вступали в их ряды. Красные партизаны бились против УПА, грабили и жгли украинские села, расстреливали оуновцев, дезертиров, коллаборационистов и простых крестьян. Все эти события еще больше обозлили украинское население, увидевшего в поляках не только извечного исторического врага Украины (АК), но и агентов коричневого Берлина (полиция) и красной Москвы (партизаны).

УПА. Фото с сайта www.day.kiev.ua Часть украинских историков упорно настаивает на том, что сгоревшие польские села – неконтролируемое следствие боевых действий УПА против немецко-польской полиции, АК и коммунистических партизан. Однако в 1946 году Николай Лебедь, исполнявший обязанности главы ОУН с августа 1941 по май 1943 года, опубликовал недвусмысленное свидетельство:
Чтобы не допустить стихийной массовой антипольской акции и взаимной украинско-польской борьбы... Украинская повстанческая армия пробовала втянуть поляков в совместную борьбу против немцев и большевиков. Когда же это не принесло никакого успеха, УПА приказала польскому населению покинуть украинские земли Волыни и Полесья.

Польский историк Гжегож Мотыка полагает, что
этот приказ был, вероятно, издан в феврале 1943 года, во время III конференции ОУН... К сожалению, неизвестно, что было исполнением приказов ОУН-УПА, а что – нарушением. Неизвестно также, кого надо было убивать, если поляки останутся на месте: всех или "только" мужчин. Фактически, убивали всех, кто не ушел. Но руководство ли ОУН-УПА приказало сделать это, или к тому времени ситуация вышла из-под контроля?

Красные партизаны доносили в Центр:
Необходимо отметить, что националисты не расстреливают поляков, а режут их ножами и рубят топорами независимо от пола и возраста... польская полиция проводит карательные акции против украинцев, причем не за страх, а за совесть.

По подсчетам польского историка Т. Ольшанского, в июне 1943 года на Волыни УПА провела 78 антипольских акций, в июле – 300: из них 57 – 11 июля, 22 – 12 июля, в августе – 135, в сентябре – 39. АК и другие польские отряды, в свою очередь, беспощадно уничтожали украинские села. Именно ко дню наибольшего количества антипольских акций – 11 июля - и был приурочен визит Квасьневского на Волынь. Не на жизнь, а на смерть сшиблись и две "армии без государства" – только на Волыни в 1943-1944 годах прошло около 150 боев и стычек УПА с АК, в которых погибли сотни бойцов.

Подавляющее большинство жертв межэтнического конфликта составило мирное население. Только на Волыни под немецкой оккупацией в 1943-1944 годах поляки уничтожили не менее 10 тысяч украинцев, а украинцы – не менее 25 тысяч поляков. Всего же количество жертв этого конфликта на территории Западной Украины и Восточной Польши составляет 100-150 тысяч человек.

Конец войны

В конце 1943 года украинско-польский конфликт перекинулся в Галицию. Несмотря на то, что в Галиции АК была сильнее, чем на Волыни, ее отряды часто терпели поражения от УПА. Уже в марте 1944 года тамошние поляки, традиционно недолюбливавшие коммунистов, с нетерпением ждали прихода Красной Армии, долженствовавшей утихомирить "украинскую бестию".

Красная Армия пришла - и ни польское, ни украинское национальное движение другая армия не достигло своих целей в борьбе за "кровь и почву".

Бойцы Армии Крайовой были частично разоружены, частично влиты в просоветскую польскую Армию Людову, частично репрессированы. На основе АК образовалась подпольная организация "Вольность и неподлеглость", разгромленная коммунистами к середине 1947 года.

УПА продолжала сопротивление до начала 1950-х, но и Западная Украина в конечном итоге подчинилась тоталитарному "паровому катку".

Почти все участники волынской драмы 1943 года погибли, были репрессированы или на долгие десятилетия оказались "на обочине истории".

Александр Гогун, 14.07.2003