Эсэсовские убийцы или украинские повстанцы?
Известие о намерении городских властей Ивано-Франковска приравнять к ветеранам Великой Отечественной войны 24 бывших военнослужащих 14-й пехотной дивизии СС "Галиция" получило широкий отклик на Украине - явно в связи с предстоящими парламентскими выборами, - а также в России. Такая политизация события кажется чрезмерной. Ведь речь идет не просто об эсэсовцах, а о бывших бойцах Украинской повстанческой армии (УПА), ранее служивших в 14-й дивизии СС. На западе Украины, где действовала УПА, ее бывшие бойцы и так люди уважаемые, получающие пенсии и льготы. В случае же с 24 ивано-франковскими ветеранами речь фактически идет лишь о том, что им больше не ставится в вину их эсэсовское прошлое. Но и в этом ничего возмутительного по историческим меркам нет.
Когда в 1943 году немцы при содействии сотрудничавшего с ними крыла Организации украинских националистов (ОУН), возглавлявшегося Андреем Мельником, начали формировать дивизию СС "Галиция", многие украинцы вступали в ее ряды только для того, чтобы получить оружие и позднее присоединиться к УПА. Последняя была создана в конце 1942 года фракцией ОУН во главе со Степаном Бандерой, в тот момент томившимся в концлагере Заксенхаузен, и сражалась как против немцев, так и против польской Армии Крайовой, Красной Армии и советских партизан, появлявшихся на Западной Украине. После того как записываться в 15-тысячную дивизию явилось 50 тысяч добровольцев, немецкое командование заподозрило неладное. 14-ю пехотную дивизию СС "Галиция" тем не менее сформировали. Свой первый бой с Красной Армией она приняла в июле 1944 года под Бродами, где попала в окружение. После этого несколько тысяч солдат и офицеров дезертировали и присоединились к отрядам УПА, а оставшиеся вместе с немецкими войсками прорвались из окружения. В дальнейшем немцы галицийскую дивизию держали в тылу, вероятно, не считая ее вполне благонадежной.
Вновь дивизия "Галиция" вступила в бой с Красной Армией только в апреле 1945 года в Австрии, а затем благополучно сдалась в плен англичанам. Несмотря на требования советской стороны, в том числе и на Потсдамской конференции, более 10 тысяч солдат и офицеров дивизии так не были выданы Сталину, хотя некоторые из них в действительности были выходцами с Восточной Украины и, согласно Ялтинским соглашениям, подлежали репатриации. Из Австрии галицийцев перебросили в Италию, а затем в Англию. Они осели в Западной Европе и за океаном. Так, в Канаде умер командир дивизии СС "Галиция" генерал Павел Шандрук, бывший начальник штаба армии Петлюры и офицер польской армии. Насколько известно, никто из ветеранов 14-й дивизии СС на Западе за сотрудничество с немцами к ответственности не привлекался. Те же эсэсовцы, кто перешел на сторону УПА, остались на Украине. При этом многим пришлось пройти и через советские лагеря.
Непосредственно в расстрелах мирного населения и "окончательном решении еврейского вопроса" галицийская дивизия не участвовала. При этом вполне вероятно, что отдельные ее бойцы и командиры ранее запятнали себя участием в расстрелах заложников и уничтожении еврейского населения. Но вопрос об их ответственности можно решать только индивидуально и в судебном порядке, а не на основе одной только принадлежности к войскам СС.
Было бы также неверно обвинять УПА, как и бандеровскую ОУН, в коллаборационизме. В своих программных документах они провозглашали курс на борьбу как против немцев, так и против советов. Не было там и антисемитизма. Программа ОУН, унаследовавшей социалистические идеи Украинской Народной Республики Петлюры и Винниченко, ставила целью построение независимого украинского государства, где были бы обеспечены равные права всех граждан независимо от национальности и вероисповедания, а также право национальных меньшинств на самобытное культурное развитие. Борьба УПА шла под лозунгом "Свобода народам, свобода человеку". В своих листовках бандеровцы утверждали, что борются "за новый, справедливый лад и порядок в Украине, без господ, помещиков, капиталистов и большевистских комиссаров. За новый справедливый международный лад и порядок в мире, обеспечивающий права и независимость каждого народа. Против немецких и московских захватчиков, которые стремятся покорить и поработить украинский народ".
Батальон "Нахтигаль", которым командовал бывший офицер польской армии Роман Шухевич и который послужил костяком УПА, был сформирован немцами и 30 июня 1941 года первым вошел во Львов, где сторонники ОУН подняли восстание против Красной Армии. В 1954 году на слушаниях в американском Конгрессе на основе немецких документов и показаний свидетелей было установлено, что вопреки утверждениям советской пропаганды "Нахтигаль" не принимал никакого участия в осуществленных немцами расстрелах еврейского и польского населения Львова, так как покинул город ранее этих трагических событий. Но это вовсе не означает, что люди Шухевича были безгрешны. Даже после того как в июле 1941 года немцы арестовали сформированное бандеровцами во Львове украинское правительство и самого Бандеру в Кракове, солдаты и офицеры "Нахтигаля" все равно решили принести присягу Гитлеру и вплоть до осени 1942 года сражались против советских партизан в Белоруссии. А там уж им наверняка пришлось участвовать в расстрелах евреев и заложников. Только в октябре 1942 года бойцы "Нахтигаля" отказались продлить контракт на службу в германской армии и, дезертировав, начали партизанскую борьбу с немцами. Шухевич же стал главкомом УПА под именем генерала Тараса Чупрынки и погиб в бою в 1950 году.
Таким образом, вряд ли можно утверждать, что на Украине сегодня проводится реабилитация нацистских пособников. На пенсии, льготы и общественное признание там сегодня могут рассчитывать только те военнослужащие гитлеровской армии и вспомогательной полиции, которые впоследствии боролись в рядах УПА. Другое дело, что эта борьба нередко заслоняет преступления, совершенные некоторыми из них на службе у немцев. Та же проблема, кстати сказать, есть в странах Балтии, где многие будущие "лесные братья" во время войны успели отличиться в "окончательном решении еврейского вопроса". Очевидно, что уголовное преследование в отношении тех, кто подозревается в преступлениях против человечества, должно продолжаться. Но ивано-франковские ветераны дивизии "Галиция" к этой категории не относятся.
Статьи по теме
Эсэсовские убийцы или украинские повстанцы?
Непосредственно в расстрелах мирного населения и "окончательном решении еврейского вопроса" галицийская дивизия не участвовала. При этом вполне вероятно, что отдельные ее бойцы и командиры ранее запятнали себя участием в расстрелах заложников и уничтожении еврейского населения. Но вопрос об их ответственности можно решать только индивидуально и в судебном порядке.