статья Как уберечься от врачебной ошибки?

Евгений Паперный, 07.07.2004
Московские врачи. Изображение с сайта Департамента здравоохранения города.

Московские врачи. Изображение с сайта Департамента здравоохранения города.

Проблема врачебной ошибки - не моложе самой медицины. Однако похоже, в последнее время несовершенства системы здравоохранения привлекают все большее внимание общества, а следовательно - СМИ.

Многие врачи в Великобритании весьма озабочены раздуваемыми прессой медицинскими скандалами. Традиции свободной прессы этой страны не позволяют замалчивать ошибки врачей так, как это нередко удается сделать в тоталитарных странах. Практика показывает, что и в континентальной Европе судебные процессы против врачей более редки. Здесь Великобритания естественным образом оказывается в промежуточном положении между Старым светом и США. И если для Америки суды и газетные скандалы уже привычны, то переходный опыт Британии интересен для России.

Как выяснил, проанализировав новости и другие публикации за вторую половину XX века, британский исследователь Роберт Фернер, в 70-е и 80-е годы в Соединенном королевстве обвинения в смерти пациента выдвигались лишь против трёх врачей, а в 90-е число таких случаев возросло почти на порядок, причем многие медики были признаны виновными.

Британские врачи жалуются, что постоянная угроза судебного процесса раздражает их, связывает по рукам и ногам, заставляет некоторых задумываться о продолжении карьеры за рубежом.

Развернувшаяся в британском врачебном сообществе дискуссия о путях разрешения кризиса далека от завершения, но основной вектор вырисовывается: методом решения проблемы представляется не ужесточение законов, а тщательная "работа над ошибками", то есть борьба с обнаруживаемыми опасностями, в первую очередь - для защиты врача. К примеру, предлагается запретить давать сходные названия и похоже упаковывать препараты от одного заболевания, но с разными путями введения.

Большую позитивную роль может сыграть жесткое ограничение нагрузок на врачей. Не секрет, что львиная доля ошибок связана с обыкновенной усталостью. Предлагаемые нормы, конечно, помешают врачам зарабатывать деньги каждодневными трудовыми подвигами, но зато, как предполагается, должны гарантировать, что на месте воспаленного аппендикса у больного не окажется позабытый крючок.

Информатизация также вселяет надежды в борцов за безупречную врачебную службу. По оценкам некоторых специалистов, ранее среднестатистический британский фармацевт понимал лишь девять из десяти рецептов, просто из-за "врачебного" почерка. Введение в Королевстве прямой электронной передачи рецепта от врача в аптеку позволило, в частности, решить и эту проблему.

Вообще, чем больше в медицине формализованных методик, "расстановки галочек" и "подсчета баллов" вместо таинства искусства, тем меньше пространство для ошибки, считают руководители британской медицины. А уж электроника - та и вовсе не ошибается. Такая ситуация едва ли способна вызвать энтузиазм у поклонников традиций многочасового расспроса и дедуктивной диагностики, но чем меньше в лечебном деле "чуда исцеления" и больше выполнения международно утвержденных протоколов, тем, элементарно, больше шансы рядового больного.

Так или иначе, основной довод противников репрессивного подхода в разрешении проблемы врачебных ошибок - понимание цели борьбы, которая, со всей очевидностью, состоит не в наказании невнимательного, неосторожного доктора, а в предупреждении непоправимого ущерба здоровью пациентов. И эта позиция представляется практически бесспорной.

Евгений Паперный, 07.07.2004


новость Новости по теме