Дороги, которые нас обирают
Глава МПС Николай Аксененко еще в 2000 году, бесславно вернувшись на Новую Басманную с поста первого вице-премьера, велел ведомственным государственным унитарным предприятиям (ГУПам) платить федеральные налоги только через МПС. Насколько можно понять, распоряжение было устным и в принципе не входило в противоречие с Налоговым кодексом РФ. Кодекс резиновый и прямо не запрещает предприятиям платить налоги через законного и уполномоченного представителя. Хотя, кроме НК, налоговое администрирование регулируется еще сложной и весьма эклектичной системой ведомственных инструкций Минналогов. Так что принцип принципом, а распоряжение министра могло бы быть оспорено. В частности, формально МПС как часть исполнительной власти не может быть признано хозяйствующим субъектом и, следовательно, налогоплательщиком.
Как бы там ни было, деньги шли на основной доходный счет МПС в ведомственном Транскредитбанке, принадлежащем бизнес-семейству Николая Емельяновича.
Читатель, сколько-нибудь искушенный в банковском деле, возможно, уже догадался, почему глава МПС не особо стремился формализовать свое распоряжение. Да, весьма приятно рефинансировать карманный банк налоговыми платежами в федеральный бюджет. Кроме того, через Транскред идут огромные деньги от "семейных" фирм-перевозчиков, фирм-экспедиторов; гигантской Балтийской строительной кампании, монопольно кормящейся заказами МПС; Балтийской торговой компании, монопольно торгующей на рельсах и на прилегающих территориях и пр. Это, как ни крути, входит в противоречие со скромным уставным капиталом Транскредитбанка. Федеральные же деньги сильно помогают банку удерживаться в рамках нормативов ЦБ, регулирующих соотношения активов разных типов и собственного капитала "кошелька Аксененко".
Но это не все. Главная причина негласного характера распоряжения в ином. По оценке собеседников Граней.Ру в правительственном аппарате, весьма вероятно, что подобные же распоряжение получили большинство руководителей 17 железных дорог России. Если ежемесячно только МЖД перечисляет в федеральный бюджет 333 млн рублей, то путем несложных расчетов можно придти к выводу, что общий объем средств федеральных налогов, скапливавшихся на основном доходном счете МПС в Транскреде (или на счете в другом "родном" банке МПС - например, "Ингосстрах-Союз") мог достигать 3-3,5 миллиардов рублей. Вряд ли эти средства диверсифицировались, отмечают собеседники Граней.Ру в Белом доме. Вероятнее всего, их просто использовали для весьма прибыльного "сверхкороткого кредитования" - в кредитах "овернайт", ставка по которым в настоящее время не опускается ниже 7-8 процентов. То есть столько получает банк, ссужая деньги на одну ночь. А за несколько дней? А взять да умножить эти проценты на 3-3,5 млрд? Сон становится явью - надо лишь строго приказать ГУПам (то есть железным дорогам) вносить налоговые платежи на несколько дней раньше срока. Только вот этого пожелания в официальном документе никак не пропишешь. Потому и устно.
Тем не менее в начале 2001 года Николай Аксененко все же вынужден был документировать свое распоряжение о выплате федеральных налогов через Транскредитбанк. По сведениям упомянутых источников Граней.Ру, давление ФСНП на "империю Аксененко" в текущем году понемногу нарастало, и "тему налогов для Транскреда" пришлось сворачивать. Какие-то деньги уплыли "налево", в том числе, надо думать, и злополучный 791 млн рублей.
И черт бы с ними, однако этим летом МПС неосторожно вошло в жесткий клинч с Минобороны по поводу неплатежей за перевозки. Между крупнейшими ведомствами-бюджетополучателями в настоящее время идет нечто вроде соцсоревнования по экономии расходов, дирижируемого Минфином. Надо ведь хоть как-то бороться с инфляцией, стерилизовать избыточную деньгу - пусть себе висит в федеральном казначействе. Бюджетники - "ботва" живучая, все не передохнут. Похоже, те самые 0,5 млрд рублей, которые железнодорожники недополучили с "войны" за перевозки в Чеченскую республику, МО как раз и намеревалось сэкономить. Только за счет "богатенького Буратино". Николай Емельянович не был склонен ассоциировать себя с этим персонажем. Поэтому просто взял и вынул эти деньги из налоговых авуаров, ожидающих перечисления в бюджет. И заявил об этом публично.
Он поторопился, непотопляемый Николай Емельянович. В аппаратном плане министр обороны Сергей Иванов весит все же побольше, чем три министра МПС. Тем более что нынешний директор ФСНП Михаил Фрадков - бывший заместитель Иванова в Совете безопасности. Да и в Писании сказано: "Не загораживай рта волу молотящему". Вот и всплыл прошлогодний 791 млн рублей недополученных налогов.
Налоговая полиция возбудила против руководства МЖД уголовное дело - Полит.Ру, 15.08.2001
МПС считает "абсолютно надуманным" решение УФСНП по Москве о возбуждении уголовного дела - AK&M, 15.08.2001
Статьи по теме
Дороги, которые нас обирают
Еще в 2000 году Николай Аксененко велел ведомственным государственным унитарным предприятиям (ГУПам) платить федеральные налоги только через МПС. Деньги шли на основной доходный счет МПС в ведомственном Транскредитбанке, принадлежащем бизнес-семейству Николая Емельяновича. Весьма приятно рефинансировать карманный банк налоговыми платежами в федеральный бюджет.