статья Московский опер на петербургской сцене

Владимир Игнатьев, 10.07.2002
Фото сайта www.e-burg.km.ru

Фото сайта www.e-burg.km.ru

Впервые в путинскую эпоху в Питер, эту кузницу кремлевских кадров, посылают "варяга". Да еще на какое место - начальника ГУВД города и области. Должность санкт-петербургского полицмейстера занял поставлен некогда удаленный из высших сфер МВД Михаил Ваничкин. В свое время он немало потрудился на ниве борьбы с организованной преступностью в Москве, а затем по приглашению тогдашнего главы МВД Владимира Рушайло возглавил одно из самых "убойных" подразделений этого ведомства - Главное управление по борьбе с организованной преступностью.

Знакомство Рушайло с Ваничкиным восходит к началу девяностых, когда будущий секретарь Совбеза "рулил" московским ГУБОПом, а Ваничкин трудился в 6-м отделе МУРа (борьба с бандитизмом). Потом было совместное с шефом восхождение до зама начальника ГУБОП МВД и "ледниковый период", когда Рушайло не сошелся с новым министром Анатолием Куликовым. Как известно, плохие времена Рушайло пережил на должности советника в аппарате Совете Федерации. Ваничкин в это время, спустившись на несколько карьерных ступенек вниз, занимался оперативно-розыскной работой на Северном Кавказе. Потом вновь наступил час Рушайло. В мае 1999 года он становится министром. Возвращается в центральный аппарат и Ваничкин. А в феврале 2000 года он возглавляет ГУБОП МВД.

Новая черная полоса для Ваничкина наступает с отставкой патрона, случившейся 28 марта 2001 года. В начале июля Борис Грызлов вычеркивает 45-летнего генерала из числа тех, с кем бы он хотел реформировать МВД. На его место приезжает питерский милиционер Александр Овчинников. Ваничкина отправляют в почетную опалу - начальником российского Национального центрального бюро Интерпола.

И вот 10 июля сего года генерал-майор Михаил Ваничкин представлен министром внутренних дел Борисом Грызловым командному составу ГУВД Санкт-Петербурга как новый главный питерский милиционер. Причем еще месяц назад, когда прежний начальник ГУВД Питера и области Вениамин Петухов подал прошение об отставке, имя Ваничкина было названо среди самых вероятных кандидатов. Конкурентов у него по сути и не было.

Профессиональная репутация нового руководителя питерской милиции, по утверждению источников Граней.Ру в аппарате МВД, "в кругу специалистов вопросов не вызывает". Он не был замешан во внутриведомственных подковерных разборках. В то же время его имя связывают с рядом успешных операций по освобождению заложников на Северном Кавказе. Вообще сведения о Ваничкине скупы. В отличие от многих своих коллег по МВД, это, так сказать, непубличный чиновник. Но эта непубличность идет отнюдь не от равнодушия к политическим раскладам. По отзывам знающих его людей, главной фигурой в политической навигации генерала был и остается его старший товарищ Владимир Рушайло.

Назначение Ваничкина позволяет предположить, что нынешний секретарь Совбеза вновь обрел влияние при решении кадровых вопросов в бывшей своей вотчине - МВД. И это несмотря на то, что слухи о скором закате карьеры Рушайло в последнее время накатили с новой силой.

Появление московского чиновника на высокой должности в Питере - событие по нынешним временам неординарное. До сих пор процесс был обратный и исключительно односторонний. Но особого внимания заслуживает фигура того, кто стоит за спиной назначенца. Ведь г-н Рушайло не просто не принадлежит к питерской прослойке: в бытность министром внутренних дел он увлеченно занимался кадровой чисткой питерской милиции, насылая на северную столицу комиссию за комиссией. Небезоблачными, мягко говоря, были и его отношения с губернатором Владимиром Яковлевым, всегда дорожившим самостоятельностью питерских "органов" по отношению к московским, центральным. Назначение ленинградского инженера Бориса Грызлова на пост главы МВД в Питере восприняли как однозначную победу над москвичами вообще и над Рушайло в частности.

Михаил Ваничкин принимает от Вениамина Петухова незавидное наследство. За последние два года в Питере совершено 84 заказных убийства - раскрыто только два. Целый ворох кадровых скандалов и незримо, но намертво прилипшая к фронтонам ленинградских вокзалов вывеска: "Криминальная столица России". Будет ли у него время заняться своим излюбленным делом - борьбой с организованной преступностью, или придется сосредоточиться на политической миссии - укрощать с помощью уголовных дел амбиции невской элиты? Ясно, что на такие места простых оперов не назначают. Здесь нужны исполнители с хваткой волкодава. Да еще не связанные земляческими чувствами с "колыбелью президента".

Владимир Игнатьев, 10.07.2002