статья Непотопляемый

Ирина Бороган, 26.01.2001

Молва отправляет Владимира Рушайло в отставку регулярно. При этом подчеркивается, сколь грандиозным скандалом может завершиться эта кадровая перестановка, к каким печальным последствиям в деле наведения правопорядка в стране это приведет. Картины настолько апокалиптические, что впору предположить, уж не сам ли Владимир Борисович приложил руку к их сочинению - слишком уж страшно остаться без Рушайло.

Бывшие сослуживцы министра по МУРу, следящие за каждым его шагом по служебной лестнице, уверены: Рушайло непотопляем, ибо слишком многие сильные мира сего связывают свое благополучие с пребыванием этого человека на посту главного милиционера страны. Безусловный профессионал, Рушайло обладает даром интуитивно оказываться в нужном месте в нужный час и выдвигать идеи, востребованные временем.

Впрочем, вся карьера нынешнего министра свидетельствует о том, что этот человек никогда не боялся рискнуть имеющимся в надежде получить максимальное. Вспомнить хотя бы, как в 1996 году Рушайло, тогда замначальника Главного управления по борьбе с оргпреступностью, публично выступил против первого замминистра внутренних дел Валерия Петрова. После чего Анатолий Куликов уволил мятежника из органов. Зато, отсидевшись полтора года в советниках у Егора Строева, Рушайло становится сразу же заместителем министра, а не прошло и года - его назначают главой МВД.

Как многие, Владимир Рушайло начинает с кадровой чистки. Вскоре руководство МВД покидает малоуправляемый Петр Латышев, затем ставший полпредом президента на Урале. Уходит первый замминистра Владимир Колесников, один из лучших российских сыщиков, под руководством которого поймали маньяка Чикатило и благодаря которому оказался за решеткой Анатолий Быков. Места былых авторитетов занимают свои люди - начальник ГУБОП Владимир Козлов, знакомый с Рушайло со времен МУРа-РУОПа, становится первым замминистра.

Однако планы Рушайло идут дальше банальной расстановки своих людей. Он никогда не испытывал недостатка в идеях, подхватывая самые ценные и пользуясь ими как рычагом для собственного продвижения. Не одного Рушайло, конечно же, в начале 90-х посещала мысль о создании подразделения, специализирующегося только на борьбе с организованными преступными группировками (ОПГ). Однако именно Рушайло войдет в историю как отец РУОПа и создатель целой системы борьбы с оргпреступностью в стране. Несомненно, именно "люди в масках" обеспечили ему карьерный взлет и отличную рекламу в СМИ, но со временем идея исчерпала себя: выяснилось, что большинство "руоповских" акций выглядят эффектно только в телесюжетах и не находят отражения в уголовных делах, а если и находят, то дела эти трещат под натиском адвокатов и разваливаются в суде.

Став министром, Рушайло поставил перед собой новую цель - его идеалом, поговаривают приближенные к нему люди, стал многолетний директор ФБР Эдгар Гувер. И хотя Рушайло мало походит на скучного американца, не умевшего обращаться с пистолетом, их методы во многом похожи. Слава Федерального бюро расследований закладывалась в тридцатые годы, когда страну сотрясали мафиозные войны. Однако в реальности успехи ФБР в борьбе с мафией были довольно сомнительны. Зато деятельность ФБР была построена так, чтобы обеспечить Гуверу серьезное влияние на высшую исполнительную власть: он "пересидел" на своем посту семерых президентов США.

Между тем ситуация в МВД мало подходила для реализации честолюбивых планов Рушайло. На местах, за сотни километров от столицы, негласными хозяевами регионов становились руководители областных и краевых УВД. Бригадиры в погонах сменили былые бандитские крыши, взяли под свою опеку весь бизнес, стали вмешиваться даже в конфликты госпредприятий и местных властей. Многие управления на местах полностью вышли из-под контроля министерства.

Ситуация в регионах становилась малоуправляемой, а новый президент Путин требовал полной централизации министерства и подконтрольности Москве. В результате в декабре прошлого года Владимиру Рушайло удалось добиться от президента одобрения своего плана реформирования МВД. Плана, который должен приблизить его к мечте. Как бы там ни было, министр внутренних дел пытается сегодня доказать президенту, что именно от пребывания его, Владимира Рушайло, на этом посту зависит успех всех начинаний Владимира Путина. И не только в области правопорядка.

Съемки НТВ: Владимир Рушайло

Ирина Бороган, 26.01.2001