Каждый третий милиционер - нелегал
На одном заседании российского правительствав декабре замминистра внутренних дел Петр Нелезин сказал, что в МВД около 30 % личного состава работает негласно. "Они даже под своей фамилией не работают и не живут", - пояснил свою мысль генерал.
Без комментария это сенсационное заявление оставить трудно. Прежде всего непонятно, кого именно генерал подразумевает под личным составом, работающим "негласно". Как известно, юридически такого термина не существует, поэтому документально подтвердить количество таких сотрудников МВД крайне сложно.
Возможно, упоминая негласный компонент личного состава, Петр Нелезин говорил об оперативных сотрудниках, которым поручается выполнение особо важных заданий по внедрению в преступные группы. Действительно, для таких операций сотрудника "зашифровывают" - предоставляют ему новые документы, конспиративную квартиру, сочиняют легенду. Но в повседневной милицейской практике это единичные случаи, ни о каких 30 % тут не может идти и речи. К примеру, личный состав столичного ГУВД - около 70 тысяч человек. Что же, 21 тысяча из них - нелегалы?.
Скорее всего, говоря о нелегалах, генерал имел в виду обширную агентуру оперативных сотрудников милиции, которых еще называют сексотами. Не секрет, что у каждого хорошего опера есть целая сеть агентов в самых разных прослойках общества. В советское время было принято вербовку таких "добровольных помощников" оформлять документально и указывать его паспортные данные и т.п. в специальной бумаге, которую агент подписывал собственноручно. Таким образом "оформляли" проштрафившихся по мелочи представителей "подведомственного контингента" (путан, валютчиков, скупщиков краденого и т.п. личностей) на тайную службу. И, как считают проработавшие много лет в органах сыщики, тогда это имело какой-то смысл.
Однако времена изменились, и процедура офомления сексотов потеряла смысл, а зачастую стала просто невозможна: представьте себе криминального авторитета, сотрудничающего с милицией (а сегодня такое бывает часто), который подписывает бумажку, равную по уголовным законам смертному приговору. Но старой практики МВД никто не отменял: по сей день руководство требует от "земляных" ментов письменной отчетности по агентурной сети. Понимая абсурдность этой практики, рядовые сотрудники частенько записывают в агенты вымышленных персонажей. В итоге получается полнейшая фикция. Единственное, что имеет под собой основание, - это средства, выделяемые на сексотов. Правда, суммы настолько смехотворные, что не всякого бомжа завербуешь. Да и выделяются они нерегулярно(как и средства на конспиративные квартиры).
Кроме того, в нелегалы замминистра мог записать и внештатных сотрудников МВД - людей, заручившихся "ксивами" добровольных помощников различных подразделений ГУВД. Такие корочки милиционеры выдают своим друзьям и нужным людям. Какой толк от таких помощников правоохранительным органам, доподлинно неизвестно, однако своим обладателям корочки приносят большую пользу, освобождая от поборов на дорогах. Правда, эти люди являются внештатными сотрудниками с занесением своих фамилий в соответствующий банк данных.
Некоторое объяснение данным г-на Нелезина можно найти в том, что речь на упомянутом заседании правительства шла о денежной компенсации льгот. И генерал проявил радение о родном ведомстве, прямо скажем, взяв несуразную цифру с потолка. Возможно, в кругу людей, не вникающих в тонкости милицейской специфики, такие номера и проходят.
Фото Reuters