статья Реформа МВД по Рушайло

Ирина Бороган, 26.01.2001

Владимир Борисович Рушайло пришел в мае 1999 года на пост главы МВД с планом полной реструктуризации милицейского ведомства. Приход к власти Путина только приблизил воплощение его идеи - создать из правоохранительного ведомства сверхструктуру с прямым подчинением только министру, независимую от местных властей, которая единолично занималась бы и борьбой с мафией, и изничтожением коррупции в госорганах. Структуру, обладающую огромными полномочиями внутри страны, перед которой трепетали бы не только враги, но и конкуренты - в первую очередь ФСБ.

Ведь перед глазами Рушайло постоянно находится пример американского ФБР, с шефом которого Луисом Фри он поддерживает теплые отношения. У ФБР нет проблемы коррупции в регионах - все местные отделения подчиняются только директору и финансируются из центра. Местные власти платят зарплату только шерифам и полиции.

Кроме того, у ФБР намного больше полномочий, чем у российского МВД. В США, как известно, распределение ролей между спецслужбами очень простое: в ведении ФБР - раскрытие всех особо опасных преступлений в США, борьба с терроризмом и контрразведка, а ЦРУ отвечает только за разведдеятельность.

Насколько на самом деле далеко заходят мечты Рушайло сказать трудно. Но факт остается фактом - экономической и организованной преступностью сегодня в России занимаются слишком много ведомств: кроме МВД, это ФСНП, Таможенный комитет (кстати, обладающий правом вести оперативно-розыскную деятельность) и департамент экономической безопасности ФСБ. Кстати, на самом деле в ФСБ из 7 департаментов только один занят контрразведкой и еще один - борьбой с терроризмом. Все остальные сражаются с экономпреступностью, наркотиками, оргпреступностью и т. п. А после взрывов домов в Москве без чекистов не обходится ни одна значимая операция - они неизменно входят в состав оперативно-следственных бригад по любому "громкому" преступлению.

Несмотря на усилия противников, в декабре прошлого года план перестройки структуры МВД, предложенный Рушайло, поддержал президент. 7 декабря прошлого года было подписано постановление правительства о "подразделениях криминальной милиции", провозглашающее создание Федерального комитета криминальной милиции при МВД, который возглавил Валерий Гурьев, ранее - глава Главного управления по борьбе с экономической преступностью (ГУБЭП).

Комитет объединил все управления криминальной милиции: по борьбе с организованной и экономической преступностью (ГУБОП и ГУБЭП), с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН), угрозыск (ГУУР), управление собственной безопасности, управление "Р" (компьютерные преступления), оперативно-поисковое ("наружка") и управление оперативно-технических мероприятий ("прослушка"). Следующим этапом должно стать создание подразделений Комитета в федеральных округах, а затем - в субъектах федераций, на транспорте и в ЗАТО.

Насколько известно Граням.Ру, постановление правительства, регламентирующее милицейскую реформу, не последнее на эту тему, поэтому в нем многие очень важные моменты прописаны невнятно. Например, в документе не оговаривается порядок подчинения на местах: кто будет главнее - руководитель областного УВД или начальник местного комитета криминальной милиции? И если все службы криминальной милиции войдут в Комитет, что же останется местным УВД - только патрульно-постовая служба, участковые и гаишники?

Как рассказали Граням.Ру в управлении информации МВД, пока порядок подчинения предполагается следующий: начальник комитета субъекта федерации - начальник УВД субъекта федерации - начальник окружного комитета - начальник федерального Комитета - министр внутренних дел. В МВД говорят, что областные комитеты будут существовать при УВД, и надеются, что привычный ход работы милиции не нарушится - напротив, усилится "координация между службами, обмен информацией, и улучшится борьба с оргпреступностью". Однако очевидно, что при таком положении вещей неизбежны конфликты между начальниками УВД и руководителями комитетов.

В общем, схема Федерального комитета приближается к структуре ФБР США. Правда, есть одно серьезное препятствие - вопрос финансирования областных, краевых и республиканских комитетов. Пока неясно, откуда - из местных бюджетов или из федерального -и в каких пропорциях будут поступать деньги. Ведь именно от этого будет зависеть, чьи приказы реально будет выполнять криминальная милиция - МВД или, как сейчас, губернаторские. Сегодня даже в МВД признают, что пока львиную долю довольствия УВД получают из бюджетов регионов, ждать независимости милиционеров от местной администрации, нельзя.

Кроме того, пока в МВД уверждают, что штат практически не будет расширяться, но поверить в это очень трудно: откуда тогда возьмутся руководящие кадры. В МВД говорят - за счет внутренних ресурсов. Но никто не сомневается, что генеральских погон прибавится. К тому же понятно, что создание комитетов потребует дополнительных затрат.

Между тем в предложенном сейчас проекте реформы МВД ни слова не говорится о судьбе второй половины МВД - милиции общественной безопасности (МОБ), которая тоже нуждается в преобразовании. Насколько известно, подразделения МОБ (патрульно-постовую службу, участковых, ГИБДД и др.), Рушайло намерен оставить в подчинении регионов.

Большинство вопросов должно быть разрешено 2 февраля на расширенной коллегии МВД совместно с представителями администрации президента. А сейчас, как свидетельствуют наши источники в МВД, Владимир Рушайло занят переговорами о поиске средств для федеральной криминальной милиции и способов финансирования ее из госказны. Пока у федеральных комитетов нет даже своих помещений.

На фото Reuters: Владимир Рушайло и Владимир Путин

Ирина Бороган, 26.01.2001