статья Россия в ущелье

Андрей Колесников, 27.02.2002
Панкисское ущелье. Фото с сайта www.lenta.ru

Панкисское ущелье. Фото с сайта www.lenta.ru

Российские политики не справляются с многочисленными внешнеполитическими вызовами или видят эти вызовы там, где их нет вовсе. Вокруг ситуации с Панкисским ущельем началась такая круговерть высказываний отечественных "говорящих голов", что впору констатировать: наша внешняя политика оказалась если не в тупике, то как минимум в ущелье, из которого пока не видно выхода.

В некотором ступоре находятся военные и внешнеполитические ведомства в связи с сообщением Financial Times о предлагаемом изменении формата взаимоотношений НАТО и России - ну нет готовой реакции, и все тут. Что уж говорить об Олимпиаде: спорт, искусственно превращенный на манер советских времен в большую политику и геополитику, перестал быть спортом...

В соответствии с существующими соглашениями американцы засылают "десант" своих военных советников в Грузию, обещают помочь вооружениями. Никто, никакие американцы, никакой спецотряд джеймсов бондов, разумеется, не будет проводить в Панкисском ущелье никакой контртеррористической операции. Однако реакция российской стороны в очередной раз свидетельствует о какой-то нарочитой, сознательной непродуманности внешнеполитической линии. Во всяком случае, таковой не могут считаться детские обиды.

Никакая контртеррористическая операция в злополучном ущелье невозможна без консультаций с российской стороной. Решение США о помощи Грузии свидетельствует о том, что Америка наконец увидела в российском Кавказе источник мирового терроризма. И вообще на этот факт мы, россияне, обращали внимание уже много лет, но нам не верили. Проамериканская политика грузинского руководства вскоре поставит крест на режиме Шеварднадзе.

Вот вам и вся внешняя политика, резюме того, что было произнесено споуксменом правительства Алексеем Волиным, председателем комитета по международным делам Совета Федерации и коллегой Волина по профессиональному государственному пиару Михаилом Маргеловым и почему-то Борисом Немцовым. Голос разума можно было услышать с совершенно неожиданной стороны - из уст председателя верхней палаты Сергея Миронова, который обратил внимание на то, что Грузия все-таки является суверенным государством и вольна в рамках своего суверенитета принимать любые решения, тем более если они в принципе не несут угрозы безопасности соседей.

В реакции российской стороны больше истерики, чем здравого смысла. Разумеется, американцы не полезут в ущелье, не посоветовавшись с российскими военным и дипломатами. Не подлежит сомнению, что они и вовсе туда не полезут. Независимость Грузии - это исторический и медицинский факт, оспаривать его и играть в Большого Брата бессмысленно и некрасиво. Тяготение Грузинской Республики к Западу, его институтам и помощи вполне объяснимо. Тогда почему бы в формулировании российской внешней политики не исходить из реальности, данной нам в ощущениях?

Можно долго рассуждать о том, скрывается бен Ладен в Панскисском ущелье или нет, перебрасывают грузины, как сообщила абхазская сторона, чеченских боевиков из Панскисского ущелья в Кодорское или это бред сивой кобылы. Речь не об этом: на примере панкисского казуса хорошо видно, что у России нет внешней политики, а есть импульсивное реагирование на информационные поводы.

Если бы не Владимир Путин, то вся государственная машина, отвечающая за внешнюю политику, от Совбеза до МИДа, до сих пор искала бы способы адекватного реагирования на события 11 сентября. А в сам этот день откликнулась бы сдержанным заявлением департамента печати и информации МИД РФ о недопустимости дальнейших атак на высотные здания и о чрезмерной американизации всего и вся, что и послужило причиной неприятного эксцесса. До сих пор никто не знает - прозападная у России политика или нет? И если да, то как далеко заходит эта прозападность? Прагматичная эта политика или глубоко идеологизированная? И в чем состоит прагматизм, а в чем - идеология?

Отсутствие гибкости, прагматичности и идеологии и привело Россию к тому, что она безнадежно застряла в большом внешнеполитическом ущелье, куда как более запутанном и узком, чем Панкисское или Кодорское. Проще найти бен Ладена в горах, чем смысл и содержание российской внешней политики. Политики детских обид и запоздалых истерик.

На поиск вышли Ивановы - Грани.Ру, 20.02.2002

Андрей Колесников, 27.02.2002