"Репортеры без границ": Доклад ПАСЕ по делу Гонгадзе - это нож в спину
Международная правозащитная организация "Репортеры без границ" критикует доклад специального представителя Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Ханса Крюгера по делу об убийстве украинского журналиста Георгия Гонгадзе. Как сообщает NEWSru.com, заявление организации было в среду передано в Интерфакс.
"Доклад является ножом в спину. Мы и семья Гонгадзе боролись за то, чтобы Совет Европы тщательно расследовал значительное количество серьезных недостатков в следствии, но доклад является просто-напросто попыткой оправдать ошибки предыдущего генерального прокурора Украины и необоснованным утверждением доверия к его преемнику", - заявил генеральный секретарь организации "Репортеры без границ" Робер Менар.
Доклад Ханса Крюгера, который несколько раз посещал Украину и встречался с генеральным прокурором страны Святославом Пискуном, был представлен в июне Бюро ПАСЕ и затем обнародован. Там отмечается, что Генпрокуратура находилась под давлением в тот период, когда ей руководил Михаил Потебенько. От нее требовали быстро представить конкретные результаты расследования, вследствие чего было сделано много ошибок. В то же время представитель ПАСЕ позитивно оценил работу нового генпрокурора Пискуна, отметив, что он, находясь в очень сложных условиях, делает все, что может, чтобы раскрыть "дело Гонгадзе".
Ханс Крюгер попросил Бюро снять с него специальные полномочия и доверить Святославу Пискуну лично информировать Совет Европы о ходе расследования. Бюро приняло к сведению доклад, поблагодарило его за работу и прекратило его полномочия.
"Репортеры без границ" не согласны с выводами, сделанными в докладе. В частности, с тем, что так называемые "пленки Мельниченко" являются единственным доказательством, свидетельствующим о том, что исчезновение и убийство Гонгадзе связано с его деятельностью как оппозиционного журналиста. "Репортеры без границ" напоминают о том, что Гонгадзе неоднократно выступал с критикой высшего руководства Украины. В организации полагают, что все имеющиеся факты указывают на то, что он был убит, поскольку являлся оппозиционным журналистом.
Справка
Предсмертное письмо Игоря Гончарова
Я, Гончаров Игорь Игоревич, 1959 г. рождения, уроженец г. Киева, украинец, пенсионер МВД, пишу это заявление в здравом уме и твердой памяти и прошу того, кто его получит, сделать его достоянием общественности.
После того как в июне 2002 года я сообщил начальнику отдела УБОП г. Киева Хомуле о том, кто совершил похищение и убийство журналиста Гонгадзе, и о том, что ряд других преступлений планировали и совершали работники УБОП совместно с лицами, входящими в группировку [...], я был жестоко избит, будучи предварительно подвергнут пыткам упомянутым выше Хомулой и его подчиненным, оперработником Игорем, в помещении отдела УБОП на Московской площади.
Хомула требовал, чтобы я не давал показаний в отношении тех работников УБОП, которые вместе с [...] и другим преступником, входящим, как и [...], в группировку Киселя, похитили в сентябре 2000 года журналиста Гонгадзе на бул. Л. Украинки в Киеве. Фамилии этих лиц, как и фамилии работников службы криминальной разведки, отследивших перед этим местонахождение Гонгадзе, я сообщил работнику СБУ [...] и частично [...], а также о причастности работников УБОП к другим убийствам и похищениям, которые осуществляли лица, входившие в группу [...]. Эти преступления совершались по прямому указанию МВД. К этим похищениям и убийствам причастны знавшие о них высшие должностные лица нашего государства. У меня имеются об этом материалы, собранные совместно с работниками СБУ, а именно: магнитофонные аудиозаписи разговоров, записанное признание [...] и другие материалы. Я предложил Хомуле официально в присутствии журналистов и работников СБУ изъять их в том месте, где я укажу. Хомула требовал, чтобы я отдал ему эти материалы для уничтожения. Кроме того, Хомула отказался фиксировать мои показания, требовал лжесвидетельствовать по фактам, по которым проводится расследование, обещая за это, что я пройду по этим уголовным делам просто свидетелем. Когда я отказался, Хомула пообещал убить меня в СИЗО руками бандитов, инсценировав смерть мою, как смерть вследствие болезни или самоубийства. После выписки из БСМП меня отказались освидетельствовать на инвалидность, практически не лечили в медчасти СИЗО, несмотря на мои жалобы о усиливающейся боли в животе и частые потери сознания. Думаю, это делается с ведома и по наущению Хомулы. Попытки разоблачить лиц, руководивших и организовывавших преступления, возможно, будут стоить мне жизни. Но я иду на это ради истины и справедливости.
Ряд доказательных материалов, фото-, видео- и магнитофонные записи, что касаются указанных преступлений, мною зарыты на [...], находятся в металлической коробке в дипломате и мешке, место знает [...] и один из моих друзей [...].
Газета , 07.08.2003