статья Виктор Бут: Никакого побега из Кандагара не было

Владимир Абаринов, 17.08.2003
Виктор Бут. Фото: New York Times Magazine

Виктор Бут. Фото: New York Times Magazine

Виктор Бут начал свой бизнес грузовых авиаперевозок в 1992 году. Годом позже он открыл контору в Объединенных Арабских Эмиратах, куда в то время любили ездить за необлагаемыми налогом покупками русские нувориши. Вскоре Бут нашел свою первую золотую жилу – он занялся доставкой живых цветов в страны Персидского залива: южноафриканский гладиолус, купленный в Йоханнесбурге за два доллара, в Дубае продавался за 10. В 1996 году компания Бута Air Cess была зарегистрирована в Либерии и 1 декабря того же года открыла офис в аэропорту Остенде, Бельгия, который стал ее операционной базой. К этому времени Бут имел в своем распоряжении парк в 160 грузовых самолетов. Однако уже 31 июля 1997 года Air Cess закрыла свой бельгийский офис и перевела весь авиапарк в Шарджу, ОАЭ.

Именно через Остенде Бут стал возить оружие в Африку. Наблюдатели ООН обвиняют Бута в снабжении оружием антиправительственных группировок Анголы, Сьерра-Леоне и режима Чарльза Тэйлора в Либерии. Бут и аффилированные с ним компании ведут или вели в недавнем прошлом операции в Камеруне, Центрально-Африканской Республике, Демократической Республике Конго (бывший Заир, бывшее Бельгийское Конго), Экваториальной Гвинее, Кении, Ливии, Конго (Браззавиль), Руанде, ЮАР, Судане, Свазиленде, Лесото и Уганде. Поставщиками были бывшие советские республики Молдавия и Украина и страны Восточной и Центральной Европы с развитой оборонной промышленностью – Словакия и Болгария. В одной только Украине, по оценкам экспертов, в период с 1992 по 1998 год бесследно пропало оружия и боеприпасов на 32 миллиарда долларов.

И вот Бут дал первое интервью западному журналисту. Он живет в Москве не скрываясь и посещая закрытые клубы. В разговоре с корресподентом New York Times Питером Лендесманом Бут назвал своими личными друзьями бывшего президента Заира Мобуту Сесе Секу и лидера "Северного альянса" Ахмад Шаха Масуда. Именно Бут предоставил поверженному Мобуту самолет для бегства из страны. Он говорит также, что восхищался порядочностью Масуда. Однако когда Лендесман показал ему полученную от одной из европейских разведок копию накладной, подтверждающую факт поставки боевых вертолетов либерийскому режиму Чарльза Тейлора, Бут назвал ее фальшивкой.

По мнению Бута, в задачу перевозчика не входит интересоваться содержимым загруженных на борт ящиков (это утверждение не выдерживает критики). А почему, собственно, продолжает Бут, нельзя возить оружие? "Нелегальное оружие? – переспрашивает он. – Что это значит? Если повстанцы контролируют аэропорт и город и разрешают вам посадку, что тут нелегального?" А в конце концов, добавляет он, повстанцы превращаются в правительство, которое имеет право защищаться. "Оружие ничем не отличается от лекарств, - утверждает Бут. – На самом деле медикаментами можно принести больше вреда, чем оружием". "Убивает не оружие, - философски произносит он. – Убивают люди".

Что касается Афганистана, то Бут утверждает, что он никогда не помогал "Талибану" – его самолеты доставляли оружие только правительству Бурханнудина Раббани. "Мой самолет был последним поднявшимся в воздух с аэдродрома Баграм перед приходом талибов", - говорит Бут. Именно Бут зафрахтовал в 1995 году самолет татарской авиакомпании "Аэростан" для доставки партии автоматов АК-47 и другой военной амуниции общим весом 30 тонн в Кабул, в распоряжение правительства Раббани, чьи силы в то время отчаянно сопротивлялись наступлению Талибана. Рейс, однако, завершился принудительной посадкой в Кандагаре, захваченном талибами. Бут говорит, что несколько раз летал в Кандагар вести переговоры об освобождении экипажа и что в этих поездках его сопровождали должностные лица российского правительства. (В российском МИДе освобождением летчиков занимался заместитель министра ныне покойный Виктор Посувалюк, однако ни о каких его поездках в Афганистан не сообщалось.) Переговоры, по словам Бута, провалились. Однако и "дерзкого побега" не было. "Вы правда думаете, что можно запрыгнуть в самолет, который год стоял на летном поле без всякого обслуживания, просто завести мотор и взлететь?" – спрашивает своего собеседника Бут. И после паузы объясняет: "Они не совершали побег. Их оттуда вытащили". Кто именно – западные правительства, Россия? На этот вопрос Бут отвечать отказывается, намекая, что делает это в интересах безопасности – собственной и корреспондента.

"Если я расскажу вам все, я получу дырку вот сюда", - говорит он американскому журналисту и показывает пальцем на свой лоб.

Владимир Абаринов, 17.08.2003