Глупость или измена?
Осенью 1916 года лидер кадетской оппозиции в Думе Павел Милюков, характеризуя действия царских министров в критический период войны с Германией, задал свой знаменитый вопрос: "Глупость или измена?".
Эта классическая русская дилемма вспомнилась мне 3 декабря, в день обнародования в США национальной разведывательной оценки (NIE) "Иранский ядерный проект: намерения и возможности". Так случилось, что в этот день я проводил во Французском институте международных отношений (IFRI) семинар на тему "Ядерный фактор в российском военном планировании и внешней политике". Конечно, мы говорили с французскими коллегами в том числе и об иранской ядерной проблеме.
Мы согласились, что президент Николя Саркози в своем недавнем выступлении верно сформулировал стоящую перед миром проблему - нельзя допустить ни обретения Ираном ядерного оружия, ни превентивного удара Израиля или/и США по иранским ядерным объектам. Хотя бы потому, что в ответ на такой удар Иран уничтожит саудовские нефтяные платформы в Ормузском проливе и блокирует экспорт нефти с Ближнего Востока. Цена ее взлетит до 200-300 долларов за баррель, что будет означать экономическую катастрофу, во всяком случае для Европы.
Единственный способ избежать этих двух, мягко говоря, неприятностей - серьезные экономические санкции, которые заставят иранских мулл и их бесноватого президента отказаться от ядерного проекта.
Даже сравнительно мягкие санкции уже начали действовать, а на следующей неделе Совет Безопасности собирался обсудить их резкое ужесточение.
Вечером за ужином мы неожиданно увидели на экране включенного телевизора президента США Джорджа Буша, вымученно представлявшего на пресс-конференции ту самую NIE, в которой утверждалось, что Иран действительно имел секретную ядерную программу, но прекратил ее в 2003 году. Под градом убийственных вопросов он довольно неубедительно защищал при этом необходимость введения жестких санкций против Ирана.
Мои французские коллеги, великолепные эксперты по проблемам ядерного нераспространения, были в недоумении и ярости. Что значит "прекратил программу", когда на глазах всего мира вопреки требованиям Совета Безопасности Иран успешно осваивает технологию обогащения урана, приближаясь к необходимому для военных целей рубежу?
Американцы долго убеждали французов поддержать жесткие санкции. Те после провала переговоров ЕС с Ираном согласились - и вдруг такой сюрприз из Вашингтона.
Вернувшись в гостиницу, я нашел в Интернете девятистраничный текст NIE. Это был удивительный по своей бессмысленности или, наоборот, своему осмысленному лукавству документ. Он был написан ради одной ключевой фразы - We judge with high confidence that in fall 2003 Teheran halted its nuclear weapons program 1.("Мы полагаем с высокой степенью достоверности, что осенью 2003 года Иран прекратил свою программу ядерного вооружения - 1".)
Эту и только эту фразу прочтет политизированная публика во всем мире, только она выйдет на первые полосы мировой печати и произведет оглушительный политический эффект.
Но доклад будут читать и эксперты, поэтому через пару страниц авторы доклада меланхолически сообщают очевидное и неоспоримое: "Иран возобновил объявленную им программу обогащения урана в январе 2006 года. Он достиг в 2007 году значительного прогресса в ней на каскаде центрифуг, установленном в Натанце".
Итак, осенью 2003 года Иран прекратил нечто, называемое в докладе nuclear weapons program 1, но в то же время с большим успехом продолжает осваивать технологии обогащения урана. Но что такое овладение секретом ядерного оружия, как не доведение обогащения урана до оружейного уровня, к чему неуклонно приближается Иран?!
С содержательной стороны NIE вопиюще абсурдна. С пропагандистской - это блестящая диверсионная операция, предпринятая американской разведкой против своего правительства накануне решающего заседания Совета Безопасности (Буш вынужден был неохотно обнародовать доклад, опасаясь неизбежной утечки и обвинений в попытке скрыть его.)
Уже даже Китай в последнее время склонялся к введению жестких санкций против Ирана. Только Москва упорно продолжала крышевать иранских мулл. (Видимо, второй сценарий Саркози - превентивный удар и заоблачные цены на нефть - не кажется уж столь катастрофичным Владимиру Путину и его близкому другу по кооперативу "Озеро", известному нефтетрейдеру Геннадию Тимченко, владельцу компании Gunvor с оборотом в 40 млрд долларов.)
Теперь же о санкциях можно забыть навсегда. После NIE "мировое общественное мнение" ввести их никогда не позволит.
Леволиберальные американские мейнстримные газеты и телевидение подняли на щит героев невидимого фронта - идеологов доклада. Это изгнанные в свое время из Госдепа и перешедшие на работу в различные расплодившиеся после 11 сентября раэведывательные структуры, эксперты - Томас Фингар, Ванн ван Дипен, Кеннет Брилл. Их восхваляют как мужественных американцев, остановивших занесенную над свободолюбивым иранским народом руку кровавого режима Буша-Чейни.
Вашингтонская тройка полезных буржуазных идиотов, как в свое время "кембриджская пятерка", действительно руководствовалась самыми благородными мотивами борьбы за мир во всем мире. Но на самом деле они приблизили мир к катастрофе.
Абсолютно исключив своим демагогическим докладом угрозу экономических санкций против Ирана и возможность американского военного вмешательства, они открыли зеленый свет для финишного броска иранской ядерной программы. Недаром, Ахмадинеджад отметил публикацию NIE ликующей демонстрацией.
Израиль, для которого иранская ядерная бомба представляет угрозу самому его существоваеию, почувствовал себя преданным, изолированным и уязвимым. Теперь он может полагаться только на себя. Он никогда не допустит появления иранской ядерной бомбы. И он не будет ждать года два до окончательного завершения иранского проекта. Его окно возможностей сужается с каждым днем еще и из-за поставок в Иран все более совершенных российских средств пртивовоздушной обороны. Сирийская разминка показала, что израильская авиация пока еще может их преодолевать, но уже на пределе своих возможностей.
P.S. На своей пресс-конференции президент Буш сообщил, что он уже позвонил своему другу Владимиру и проинформировал его, как это водится между старыми друзьями и боевыми союзниками в большой войне с международным терроризмом, о свежей, чрезвычайно важной разведывательной информации, добытой его рыцарями плаща и кинжала. Представляю, с какой ироничной и торжествующей улыбкой президент России вежливо и благожелательно выслушивал сбивчивые объяснения президента США.