Партнер Адамова освобожден под залог
Обвиненный прокуратурой Питтсбурга (штат Пенсильвания) вместе с Евгением Адамовым его деловой партнер, гражданин США Марк Каушанский явился в федеральный окружной суд Питтсбурга, где ему была назначена дата предъявления официальных обвинений - 17 мая, передает РИА "Новости".
Как сообщают американские СМИ, по решению судьи Роберта Митчелла 53-летний Каушанский до предъявления обвинений был оставлен на свободе под залог в 100 тысяч долларов.
Каушанский, уехавший из СССР в США в 1979 году и работавший одно время инженером АЭС корпорации Westinghouse Electric Corp., во вторник отказался от каких-либо комментариев.
По словам адвоката Каушанского Фредерика Тимана, его подзащитный не совершал тех действий, в которых его обвиняют, и его невиновность будет доказана.
В случае признания вины Каушанского по обвинениям прокуратуры ему грозит тюремное заключение сроком до 180 лет и штраф в 5 миллионов долларов.
Справка
Евгений Адамов: обвинения в коррупции
Министром по атомной энергии Евгений Адамов был назначен в марте 1998 года. На этот пост его рекомендовал тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин.
В 1996 году, еще руководя исследовательским институтом НИКИЭТ, Адамов подписал контракт с иранским ядерным агентством по предоставлению экспертного заключения по иранской ядерной программе. Этот контракт нарушал существовавшие правила, и в декабре 2000 года Генпрокуратура начала расследование по незаконному экспорту технологий, связанных с оружием массового поражения. Чуть раньше деятельностью Адамова занялась думская комиссия по борьбе с коррупцией. Полгода спустя результаты расследования появились в Интернете.
Согласно докладу думской комиссии, до 1998 года Адамов был президентом фирмы Omeka Ltd, зарегистрированной в Пенсильвании. Представителем компании в России была жена Адамова, а офис компании был зарегистрирован по его домашнему адресу. Став министром, Адамов ушел с поста главы фирмы, уступив это место своему американскому партнеру Марку Каушански.
По данным комиссии, в 1996 году Адамов, ходатайствуя о получении членской карточки Diner Club, указал, что его личные доходы за счет деятельности корпорации Omeka составляют около 40 тысяч долларов в год, а годовые доходы из других источников, не облагаемых в США налогом, - 80 тысяч. Между тем в конце 1999 года из пятимиллионных активов компании 3,15 контролировались Адамовым, 1,5 его женой и 450 тысяч Каушански. Эта фирма приобрела для Адамова дом за 200 тысяч долларов в Питтсбурге и открыла счет на 250 тысяч в Швейцарии, где в Бернском университете учится дочь Адамова.
Известно также, что ежемесячно, начиная с июля 1999 года, Департамент международных связей Минатома выплачивал корпорации Адамова по 7,5 тысяч долларов за оказание консультационных услуг.
Справка
Из сообщения центра общественных связей Росатома
Евгению Адамову предъявляются претензии по ряду контрактов, которые велись на коммерческой основе между НИКИЭТ (научно-исследовательским и конструкторским институтом энерготехники имени Доллежаля) и рядом организаций США в начале 1990-х годов в области безопасности атомной энергетики. Претензии не связаны с деятельностью Адамова в период его работы министром.
РИА "Новости", 04.05.2005
Справка
В чем обвиняли Евгения Адамова в России
7 ноября 1998 года газета "Совершенно секретно" сообщила, что предприятия, учрежденные Евгением Адамовым в бытность директором НИКИЭТа, аффилированы с "криминальными" фирмами солнцевской ОПГ. Позднее СМИ обвиняли министра в незаконных связях с Конверсбанком и МДМ-банком.
В начале 1999 года комиссия во главе с вице-премьером Владимиром Булгаком расследовала предпринимательскую деятельность Евгения Адамова. Серьезных правонарушений выявлено не было, однако, по данным СМИ, президенту рекомендовали снять Адамова с поста министра.
С января 1999 года ряд российских СМИ ("Правда", "Литературная Россия", "Версия") намекали на возможную причастность Евгения Адамова к убийству депутата Госдумы Льва Рохлина в июле 1998 года. По версии изданий, генерал препятствовал продлению российско-американского соглашения ВОУ-НОУ по продаже оружейного плутония из России в США.
28 октября 1999 года "Новая газета" написала, что Евгений Адамов сознательно усугубляет экономическую ситуацию на Томском нефтехимическом комбинате (подведомственное предприятие Минатома), чтобы облегчить продажу контрольного пакета ТНХК группе "Альянс" во главе с Зией Бажаевым. В августе 2002 года "Альянс" выкупил контрольный пакет ТНХК.
В 2000 году Евгений Адамов подвергся жесткой критике за лоббирование ввоза в Россию отработанного ядерного топлива – глава Минатома обещал выручку в 20 миллиардов долларов за 20 тысяч тонн ОЯТ. В "Новой газете" от 29 января 2001 года высказано мнение, что ввоз ОЯТ в Россию представляет личную выгоду для Адамова, так как "распорядителем в деле транспортировки радиоактивных материалов стал человек, связанный с министром" – руководитель ГУП "Атомспецтранс" Михаил Радченко.
В октябре 2000 года ряд депутатов Госдумы направил Владимиру Путину обращение, в котором обвинил Евгения Адамова в "назначении не обладающих профессиональными знаниями лиц на руководящие должности" (в частности, имелось в виду назначение главой ОАО ТВЭЛ Андрея Карклина), наличии счетов в американских банках, а также в том, что проводимая им политика "противоречит интересам государства".
15 января 2001 года Генпрокуратура заявила, что Евгений Адамов вызывался для дачи показаний в качестве свидетеля по уголовным делам, возбужденным в 1993-1996 годах по факту незаконного экспорта технологий и научно-технической информации. Министр назвал эту информацию "враньем".
2 марта 2001 года комиссия по борьбе с коррупцией Госдумы рассекретила результаты своего расследования деятельности Евгения Адамова. Министр был обвинен в превышении должностных полномочий. Утверждалось, что он имел так называемую green card – долгосрочную визу в США, владел в США фирмами Energo Pool и Omeka, а его личное состояние составляет более 3 миллионов долларов. Материалы были направлены в Генпрокуратуру, однако 18 декабря 2001 года замгенпрокурора Валентин Семученков, выступая в Госдуме, заявил, что факты нарушения закона Адамовым не установлены.
3 сентября 2001 года в телепередаче "Момент истины" ведущий Андрей Караулов заявил, что президент уволил Евгения Адамова с поста министра по подозрению в коррупции. В ответ экс-министр подал иск о защите чести и достоинства. 16 января 2003 года Замоскворецкий суд Москвы удовлетворил его. Суд обязал журналиста лично зачитать текст опровержения в передаче "Момент истины".
По информации "Коммерсанта"