Следствие ведут комментаторы
"Любят люди падение праведного и позор его", - говаривал старец Зосима. И все же чудовищная трагедия, постигшая Америку, не вызвала в России публичного народного ликования. Выражения хамского торжества изобилуют разве что на интернетовских форумах. Однако есть на ОРТ неукротимый Михаил Леонтьев, который, кажется, уже давно вознамерился опровергнуть дедовскую мудрость насчет того, что всякому безобразию есть свое приличие. Прокручивая страшные кадры катастрофы в своей программе, комментатор удовлетворенно резюмировал: "Рухнули не полукилометровые башни нью-йоркского торгового центра - рухнул "новый мировой порядок". И издевательски обратился к американцам: "Вот вам "однополярный мир", "глобальная ответственность", "гуманитарные интервенции". То есть сами они виноваты: это ведь они "канализировали все это... на нашу голову. Вся эта... разношерстная неоисламская сволочь выращена, выпестована американцами. Не для себя, конечно. Для нас, например". А гадили они нам, будучи "нагло и самонадеянно уверены, что сумеют контролировать направление этих вонючих потоков". В общем, мораль нехитрая: не направляй на другого вонючие потоки - сам под них попадешь.
Тут же, конечно, злорадное: "А ведь предупреждали!" В смысле: просили ведь вас по-человечески не вякать против действий России в Чечне. А вы ни в какую. Вот и дождались. "И башни в Нью-Йорке - это тоже стряпня Ястржембского?" - саркастически спрашивает обозреватель. Итак, теперь окончательно ясно: только "ублюдки" могли сомневаться в том, что взрывы домов в Москве два года назад были устроены чеченскими боевиками. Каким образом нью-йоркские взрывы помогают удостовериться, кто виноват во взрывах московских, не вполне понятно. Но подмена логики хулиганским апломбом - это фирменный стиль г-на Леонтьева, которым он владеет в совершенстве.
Если Михаил Леонтьев по отношению к Соединенным Штатам разыгрывает "злого следователя", то его напарник по программе "Однако" Максим Соколов работает в несколько ином амплуа. В своей колонке в "Известиях" он даже, по-видимому, вступает в скрытую полемику с телесоратником: "Изрекать при виде разрушенного Манхэттена: "Вот, вот, мы же говорили!", а то и вовсе злорадствовать, не только по-человечески гадко и политически неумно, но даже и интеллектуально нечестно". Однако не следует думать, что г-н Соколов испытывает сочувствие к американцам как простой смертный, по человечеству. Оказывается, "их боль - это наша боль" не просто так, а по той причине, что "мы принадлежим к одной цивилизации христианского Запада". А эта самая цивилизация в последние годы, увы, погрузилась в изнеженность нравов, "демонстрируя полное отсутствие воли к защите своих двухтысячелетних ценностей. Какие ценности, когда кругом политкорректность и мультикультуральность..."
Прискорбное забвение Западом христианских истин заключается, по мнению колумниста, вот в чем: "Триумфаторы смертельно боятся оккупировать ими же поверженные края. Отбомбиться это одно, это почти безопасно, а при оккупации не обойтись без похоронок... Когда власть не просто старается не допустить зряшной смерти своих сограждан, не просто скорбит о ней - но панически ее боится... это очень внятное приглашение к террористическому воздействию". Таким образом, в числе несправедливо попранных христианско-государственных добродетелей оказываются: a) бесстрашие в оккупации поверженных краев, b) мужественное отношение к зряшной смерти сограждан. Для западных теологов, политиков, да и прочих граждан эта мысль должна стать подлинным откровением. Они там поди привыкли считать христианскими заповедями что-то вроде "не убий", "любите врагов ваших", "нет ни эллина, ни иудея" etc. Пора, видно, Европе и Америке, вдохновившись российским отношением к нечестивым агарянам на Кавказе, вернуться к нравственным нормам времен крестовых походов и колониальных завоеваний...
По словам г-на Соколова, Америка в данный момент заслуживает сочувственного отношения еще и потому, что сейчас она переживает "неслыханной силы кризис национальной самоидентификации". Он опасается, что после такого ужаса "может надломиться и душа народа, более привыкшего к испытаниям", а уж американская нация, "принципиально не знающая того, как выглядят смерть и разрушения на родной земле", и подавно может обратиться в стадо, чего нам все-таки не хотелось бы. Менее года назад этот же автор пророчил скорую гибель американской и вообще западной демократии, сочтя знамением таковой гибели известные трудности при подсчете голосов на президентских выборах в США. Теперь, конечно, повод для мрачных прогнозов куда более серьезный и трагический. И все же хочется думать, что Америка выживет, в стадо не превратится и даже не изменит своим "политкорректным" и "мультикультуральным" принципам. Имеющим, кстати, во многом христианские корни.