Медведев: Тема Магнитского никому неинтересна
Тема "закона Магнитского" и ответных шагов России не обсуждалась на Всемирном экономическом форуме в Давосе, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. "Никакого делового обсуждения не было, - сказал Медведев в интервью программе "Вести в субботу" на канале "Россия 1". - Это никому неинтересно, кроме, может быть, отдельных граждан, которые, собственно, на этом зарабатывают политический капитал. Ни один бизнесмен эту тему не поднимает. Но, к сожалению, это стало фактором политической жизни. А что делать? Мы это как-нибудь переживем, а вот я думаю, что для наших американских партнеров это все-таки не самая лучшая ситуация".
В интервью телеканалу Bloomberg TV в Давосе Медведев заявил, что Сергей Магнитский не был борцом за правду и все в истории с ним, кроме расследования его смерти, - политизированный вымысел. Медведев затруднился сказать, завершилось бы расследование в отношении Магнитского оправдательным или обвинительным приговором, отметив при этом, что нужно разобраться в причинах смерти юриста Hermitage Capital в тюрьме. "Вот это действительно очень важная задача для государства. Все остальное - это политизированный вымысел отдельных граждан, часть из которых в том числе крутится и в Давосе, для того чтобы оправдать собственные коммерческие операции на территории России", - заявил премьер.
Магнитский, юрист фонда Hermitage Capital, погиб в ноябре 2009 года в СИЗО "Матросская Тишина". В обществе его арест связывают со стремлением властей покрыть преступную "группу Клюева", владельца Универсального банка сбережений. Hermitage Capital доказывает, что "группа Клюева" тесно сотрудничает с рядом государственных ведомств. Чиновники этих ведомств, обвиняемые юристами фонда в преследовании и гибели аудитора, включены в так называемый "список Магнитского". В декабре 2012 года президент США подписал закон, запрещающий фигурантам этого списка въезд на территорию страны. Кампании за принятие аналогичного закона ведутся и в некоторых европейских странах.
Ряд государств уже расследуют деятельность "группы Клюева". Одно из них - Швейцария, где у лиц, причастных к налоговым махинациям в России, тоже есть счета. В ноябре в Великобритании при невыясненных обстоятельствах скончался бизнесмен Александр Перепиличный, который, по утверждению британских СМИ, предоставил швейцарцам важные сведения, касающиеся "группы Клюева". Также расследование по выявленным Магнитским фактам отмывания денег в местных банках начато на Кипре. 9 января 2013 года стало известно, что счета по данным Магнитского заморожены в Швейцарии. 22 января аналогичное сообщение поступило из Литвы.
По делу о гибели Магнитского обвинение предъявили бывшему замначальника СИЗО "Бутырка" Дмитрию Кратову и врачу этого СИЗО Ларисе Литвиновой. В апреле 2012 года Литвинова была освобождена следователями от ответственности в связи с истечением срока давности. В декабре 2012-го Тверской суд Москвы оправдал Кратова.
Дословно
Дмитрий Медведев
Вы знаете, я все-таки думаю, что это ("закон Магнитского" и реакция на него. - Ред.) скорее вопрос идеологизированный, политизированный, к экономике он имеет весьма опосредованное отношение. И, к сожалению, эта тема сама по себе достаточно печальная, потому что она связана со смертью человека... Она приобрела абсолютно политическое измерение. Она стала как бы сопровождением улучшения наших торгово-экономических отношений с Соединенными Штатами Америки. Ну, смотрите, что произошло: они отменили закон советского периода, поправку Джексона–Вэника, и приняли антироссийский закон. Причем, на мой взгляд, абсолютно противоправный закон, если говорить о его соответствии международным конвенциям и доктрине международного суверенитета, поэтому мы на него вынуждены реагировать. Это нормальные, к сожалению, в этом случае действия со стороны государства, которое поставлено в такое положение, но это не предмет бизнеса... Никакого делового обсуждения не было. Это никому не интересно, кроме, может быть, отдельных граждан, которые, собственно, на этом зарабатывают политический капитал. Ни один бизнесмен эту тему не поднимает. Но, к сожалению, это стало фактором политической жизни. А что делать? Мы это как-нибудь переживем, а вот я думаю, что для наших американских партнёров это все-таки не самая лучшая ситуация.
"Вести в субботу", 26.01.2013