Дагестанская правозащитница Рустамова погибла в Сирии при обстреле Эль-Багуза
Дагестанская правозащитница Гульнара (Гюльнара) Рустамова погибла днем 21 марта в сирийской мухафазе Дейр-эз-Зор при обстреле поселка Эль-Багуз-Фаукани у иракской границы - последнего плацдарма "Исламского государства" в Сирии. Об этом в тот же вечер сообщили "Кавказский узел" и "Кавказ.Реалии".
Утром в четверг появилась информация, что Сирийские демократические силы - арабо-курдский альянс, поддерживаемый коалицией во главе с США, - выбили исламистов из Эль-Багуза. Двумя днями раньше, в ночь на 19-е число, в плен курдским отрядам сдались сотни исламистов. Бои за Эль-Багуз велись с 9 февраля; за последний месяц из поселка бежали больше 10 тысяч жителей.
Рустамова жила в лагере, в котором находились преимущественно женщины и дети. Она категорически отказывалась покинуть Эль-Багуз. "На видео, которое прислали оттуда, Гуля идет с палкой, хромает", - рассказал один из источников "Кавказ.Реалий".
В ночь на четверг коалиция во главе с США провела бомбардировку Эль-Багуза, чтобы зачистить территорию от исламистов, избежавших плена, а днем начала обстрел поселка. Отмечается, что перед обстрелом жительницам лагеря, в котором находилась Рустамова, предложили сдаться в плен.
Рустамова была сопредседательницей дагестанской НПО "Правозащита" и сотрудницей НПО "Матери Дагестана за права человека". Летом 2007 года она вместе с коллегами по "Матерям Дагестана" держала голодовку протеста против похищений в регионе. Кроме того, активистки требовали, чтобы глава дагестанского МВД и прокурор региона были отправлены в отставку.
В июле 2010-го под поручительство Рустамовой были освобождены четыре жительницы региона, задержанные по делу о терроризме. В итоге обвинения этим женщинам так и не предъявили.
В июне 2011 года Рустамова участвовала в прошедшем в Махачкале выездном заседании президентского Совета по правам человека. Она заявила о необходимости открыть центр помощи женщинам, мужья которых были убиты силовиками или осуждены по обвинениям в причастности к подполью.
В связи со своей деятельностью правозащитница сталкивалась с давлением силовиков, в частности со слежкой. В апреле 2010 года "Комсомольская правда" поместила публикацию, в которой Рустамова была объявлена пособницей террористов. Также прокремлевские СМИ писали, будто одна из НПО, в которой работала правозащитница, - прикрытие для "черных вдов" (вдов убитых и затем объявленных членами вооруженного подполья).
В 2012 году Динара (Асма) Бутдаева, родная сестра Рустамовой, была убита силовиками при очередной облаве. "Гульнара уговаривала тогда ее выйти из окруженного дома, сдаться, но ничего у нее не получилось, - рассказал "Кавказ.Реалиям" один из дагестанских правозащитников. - После этого правозащитная деятельность Гульнары окончательно завершилась, можно сказать".
Еще в сентябре 2008-го силовики похитили махачкалинца Наримана Мамедъярова и пытали его, требуя показаний против Бутдаевой.
Рустамовой предлагалось переехать с детьми в Европу. Тем не менее она выбрала эмиграцию в ИГ. Одна из дагестанских правозащитниц, близко знакомая с Рустамовой, заметила, что, так же как и коллеги, "с ужасом восприняла новость" об отъезде активистки в Сирию.