Путин готов принять Акаева
Владимир Путин на пресс-конференции в Ереване заявил о готовности принять в России Аскара Акаева, если он захочет приехать. "Что касается возможности приезда в Россию Аскара Акаевича Акаева, то если он захочет приехать в Россию, то мы не будем возражать. Думаю, это вполне возможно", - cообщил Путин после переговоров с президентом Армении Робертом Кочаряном.
Как ожидается, Путин и Кочарян обсудят перспективы развития торговли, вопросы реформирования СНГ и участия в ЕврАзЭС и ОДКБ.
"В приоритетном плане будут обсуждены состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества - проекты в энергетике, цветной металлургии, банковской сфере, в строительстве и на транспорте, реализация соглашения "имущество в счет долга", расширение военно-технического сотрудничества", - сказал РИА "Новости" источник в администрации главы российского государства.
Кроме того, сообщил источник, "Путин и Кочарян "сверят часы" в вопросах координации усилий по таким важнейшим направлениям, как нейтрализация угроз международного терроризма и экстремизма, обеспечение безопасности и стабильности на Кавказе, решение региональных проблем".
"Важное место в повестки дня встречи займут также вопросы гуманитарного сотрудничества, углубления контактов между гражданами двух стран, взаимодействия общественных организаций, укрепления позиций значимости русского языка в Армении и армянского в России", - сказал источник.
Комментарий
Роберт Кочарян - человек, похоже, не суеверный: ведь судьба Леонида Кучмы и Аскара Акаева, встречавшихся с Путиным незадолго до революций в своих странах, могла бы и насторожить армянского лидера. С бывшим украинским президентом Владимир Владимирович в последний раз обсуждал "широкий круг вопросов" 12 ноября 2004 года, с киргизским - 23 января 2005 года. Это в рамках официальных визитов. А рабочее общение по мере развития неприятных для Кучмы и Акаева событий носило весьма оживленный характер: от телефонных переговоров до стремительных полетов в Москву и обратно. Так что у г-на Кочаряна есть повод поразмыслить над движущими силами современной истории СНГ.
Итак, путинская политика "управляемой демократии" потерпела фиаско в Грузии, на Украине и теперь в Киргизии. Почему она должна иметь успех в Армении? Или в Казахстане (кстати, Нурсултан Назарбаев в последнее время активно общается с Путиным - две личные встречи в январе, одна в феврале, постоянные консультации по телефону)? Нет никаких убедительных резонов в пользу ее торжества - скорее наоборот. И если сегодня Кочарян вослед казахскому коллеге совместно с Путиным выразит озабоченность теми процессами в СНГ, которые Михаил Саакашвили назвал "третьей волной освобождения", это можно будет понять так, что и Армения близка к революционной ситуации.
Президент Армении, конечно, находится в непростом положении. Ереван уже в силу геополитических факторов обречен на дружбу с Москвой и статус "первого ученика" Кремля в рамках СНГ. Он непременно демонстрирует бодрость, когда Москва затевает изначально провальные проекты вроде Евразийского экономического и политического союза бывших советских республик или всячески реанимирует хронически недомогающий военный союз - Договор о коллективной безопасности. И если бы Россия сегодня не маялась великодержавной дурью, Кочарян был бы счастливейшим из армян. Но Кремль по советской привычке ставит своих друзей перед роковым выбором: либо с Москвой, либо с остальным миром. На этом выборе погорели Кучма и Акаев, могут погореть и остальные.
В начале января российский министр обороны Сергей Иванов заявил в Нью-Йорке, что для Москвы интерес к государствам СНГ, в том числе в сферах обороны и безопасности, "является стратегически приоритетным". И грозно предупредил: "Россия будет очень остро реагировать на экспорт революций в страны СНГ". Теперь ясно, как остро - подталкивая непрочные политические режимы к пропасти. Достаточно какому-то лидеру продемонстрировать близость к Путину - и "процесс пошел". Очевидно, что сама личность российского президента, равно как и вся его внешняя и внутренняя политика, пробуждают в народах постсоветского пространства революционное самосознание. В этом смысле Владимир Владимирович и есть главный экспортер революций в СНГ.
Владимир Темный
Дословно
Владимир Путин
(На пресс-конференции в Ереване)
Это (события в Киргизии. - Ред.) не стало для нас чем-то неожиданным. Вместе с тем достойно сожаления то обстоятельство, что в очередной раз в одной из стран на постсоветском пространстве политические вопросы решаются не правовыми способами, сопровождаясь погромами и человеческими жертвами.
Рассчитываем, что лидеры оппозиции как можно скорее возьмут ситуацию под свой контроль, выправят ситуацию. Эти люди нам хорошо известны. Они всячески способствовали развитию отношений между Россией и Киргизией, много сделали для становления сегодняшнего уровня межгосударственных отношений. Надеюсь, что и в будущем наши отношений будут развиваться на этом же векторе позитивно, на благо народов России и Киргизии.
...Что касается возможности приезда в Россию Аскара Акаевича Акаева, то если он захочет приехать в Россию, то мы не будем возражать. Думаю, это вполне возможно.
РИА "Новости", 25.03.2005
Статьи по теме
Республика в кольце друзей
Киргизия может стать уникальным государством в Центральной Азии. Но если противостояние севера и юга преодолеть не удастся, это чревато любыми последствиями, от перманентных бунтов до гражданской войны.
Между Майданом и Тяньаньмэнь
Украина начала рабочую неделю с новым правительством во главе с Юлией Тимошенко. В Кремле до сих пор не могут примириться с тем, что соседняя страна избрала европейский путь развития. Между тем "оранжевая революция" и ее последствия ставят российскую правящую элиту перед жесткими выбором не только в отношениях с Украиной, но и вообще в политике - не только внешней, но и внутренней.
Отработка фасона
Владимир Путин добрался до Киева, где пообщался с украинским президентом в Доме с химерами, познакомился с американскоподданной первой леди, а заодно побеседовал с почетным свидетелем российской Генпрокуратуры Юлией Тимошенко. При этом Владимир Владимирович проявил максимальную выдержку и отработал новый стиль общения с южными соседями.
Начальник вышел в молчальники
Президент России, проявивший редкую оперативность, поздравляя с победой на украинских выборах Виктора Януковича, явно медлит с аналогичным поздравлением по адресу Виктора Ющенко. Возможно, г-н Путин, наученный горьким опытом, просто боится вновь попасть впросак. Однако более важно другое: Кремль до сих пор не может найти общий язык с новым украинским руководством. Москва и Киев все еще живут в разных реальностях.