ЕСПЧ удовлетворил просьбу КПП по поводу пыток в нижегородской колонии
ЕСПЧ удовлетворил запрос Комитета против пыток, обязав Россию принять меры для защиты жизни и здоровья подследственного М., который подвергается издевательствам в помещении, функционирующем в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), ИК-14 Нижегородской области в поселке Сухобезводное Семеновского района. Об этом сообщается на сайте КПП.
Кроме того, в своем решении Страсбургский суд потребовал от России немедленно провести освидетельствование М. медиками, независимыми от органов ФСИН, чтобы выяснить обстоятельства получения им травм, о которых идет речь в заявлении правозащитников.
Наряду с этим ЕСПЧ срочно коммуницировал жалобу. Россия до 18 июля обязана ответить на ряд вопросов, подтвердив свои ответы официальными документами. В частности, судей интересует, зачем М. перевели из СИЗО-1 в Нижнем Новгороде в ПФРСИ ИК-14, каково было состояние здоровья подследственного на момент перевода, где именно содержался М. и насколько ПФРСИ изолировано от остальной территории колонии, а также имел ли подследственный после прибытия в ИК-14 доступ к медикам и адвокату.
Кроме того, ЕСПЧ истребовал у России копии всех материалов проверки, проводившейся по факту получения заключенным травм, либо уголовного дела, если оно по итогам проверки все же будет возбуждено.
Поскольку в жалобе заявляется, что подследственный подвергался изнасилованиям, Страсбургский суд в соответствии с правилом 47 своего регламента обязал Россию засекретить имя и иные данные о личности М.
"В данном деле ситуация у заявителя более чем серьезная и, на мой взгляд, будет оставаться таковой даже при переводе его в другое исправительное учреждение", - заметила зампред КПП Ольга Садовская. Правозащитница добавила, что М. вменяется преступление, не связанное с применением насилия. В этой связи, заключила она, подследственного вполне можно перевести под домашний арест.
М. перевели из Нижнего Новгорода в Сухобезводное 10 апреля. Как рассказал подследственный правозащитникам, оперативник МВД, занимающийся его делом, заверил обвиняемого, что в ИК-14 он сознается во всем.
Заключенные колонии, сотрудничающие с администрацией, много раз жестоко избивали М., а также насиловали его резиновой дубинкой "ПР-73", которую используют силовики. В результате пыток подследственный написал "явку с повинной" и отказался от услуг своих адвокатов.
Тем не менее М. сообщал о пытках, которым подвергался, чиновнику аппарата регионального омбудсмена и правозащитникам. За это осужденные всякий раз вновь избивали и насиловали его.
Ситуация изменилась после вмешательства нижегородской ОНК. Подследственному нашли адвоката - Евгения Губина, - а КПП обратился в Страсбургский суд с жалобой, ходатайствовав об обеспечительных мерах для защиты жизни и здоровья заявителя.
Между тем нижегородская общественность опубликовала на Change.org петицию к генпрокурору Юрию Чайке, председателю СКР Александру Бастрыкину и директору ФСИН Геннадию Корниенко с требованиями прекратить пытки в ИК-14, отстранить от должности ее администрацию и провести расследование нарушений прав человека в колонии.