Полицейские и воры
Арестовав председателя Донецкого облсовета Бориса Колесникова, команда Виктора Ющенко нанесла первый удар по могуществу донецкого клана – побежденного на выборах, но отнюдь не лишенного властных ресурсов в регионе. Причем, судя по допросу в Генеральной прокуратуре Украины президента футбольного клуба "Динамо"(Киев) Игоря Суркиса, удар этот не последний и касаться он будет отнюдь не только одного из кланов свергнутой власти. Тем более что допрашивали Суркиса по вполне конкретному делу – в связи с переводом им средств для нужд только что созданного экс-президентом Леонидом Кучмой фонда "Украина". Так что если арест Колесникова – предупреждение всем "донецким", то допрос Суркиса – предупреждение всем "семейным".
Вопрос только в том, о чем именно предупреждает своих противников власть. Но ее сигнал прочитать нетрудно: сидите тихо и не смейте финансировать наших противников - иначе всех посадим! Ведь сами знаете – есть за что! Неожиданной такая тактика не выглядит. Когда еще до победы "оранжевой революции" я интересовался у соратников Виктора Ющенко, каким образом будет обеспечена победа на парламентских выборах – ведь ясно же, что низвергнутая власть обязательно захочет взять реванш, – мне не говорили о будущих экономических успехах и стремительном улучшении жизненного уровня населения. Напротив, признавали, что за оставшийся до парламентских выборов год сделать что-либо серьезное будет просто невозможно. Зато возможно открыть десятки, сотни уголовных дел и таким образом парализовать любую оппозицию. Так что арест Колесникова – не сенсация. Напротив, удивительно, что новая власть так долго медлила с арестами знаковых фигур.
У Виктора Ющенко нет никакого выбора. Если он хочет удержать власть и остаться влиятельной фигурой после конституционной реформы, ему необходимо запугать своих противников и одновременно значительно повысить роль силовых ведомств, которые останутся под контролем главы государства и после реформы. Возможно, эта схема не вяжется со светлым образом мирной революции, но следует помнить, что победа Ющенко (как, впрочем, и несостоявшаяся победа Януковича) была одержана на фоне национального противостояния и отсутствия всякого взаимопонимания между основными группировками электората.
Считать, что после победы Ющенко сторонники Януковича моментально полюбят нового президента, было бы наивно. Существует к тому же опасность присоединения к "группе поддержки" Януковича тех сторонников Ющенко, кто голосовал за него в надежде на быстрые экономические перемены. Сложение двух этих групп и есть портрет поражения. Чтобы его избежать, новая власть должна не просто доказать свою состоятельность и отобрать у соперников политический и предпринимательский ресурс – она обязана лишить украинцев любой нескомпрометированной альтернативы, доказать: тот, кто против нее, тот бандит.
Другое дело, что в условиях относительной демократии такая тактика открывает дорогу "третьим силам", которые не будут замешаны в борьбу между новой и старой властью. Избиратель, живущий в атмосфере ежедневного выяснения отношений между полицейскими и ворами, в конце концов склоняется к тем, кто в схватке не участвует, – вспомним хотя бы успех итальянских левых после знаменитой операции "Чистые руки". Если эти "третьи силы" успеют сформироваться до выборов в парламент или после выборов выделяться из числа сторонников новой и старой власти, они и будут править Украиной в обозримом будущем.
Дословно
Виктор Небоженко
Центральная власть переходит в наступление, чтобы распространить свое влияние на всю территорию страны, в том числе на восточные регионы. Какое бы обвинение не предъявили Колесникову, в сепаратизме или взяточничестве, это дело будет политическим.
"Время новостей", 08.04.2005
Статьи по теме
Полицейские и воры
Романтические времена "оранжевой революции" миновали. Арест главы Донецкого облсовета Бориса Колесникова и допрос в Генпрокуратуре влиятельного бизнесмена Игоря Суркиса свидетельствуют о том, что политическая борьба на Украине входит в привычное русло разборок с использованием правоохранительных органов. Но в этой борьбе власть и оппозиция могут только освободить место для "третьей силы", считает обозреватель Граней.Ру.
Оранжевое похмелье
В кабинете министров Украины, сформированном Юлией Тимошенко, первая отставка - о намерении уйти со своего поста сообщил министр юстиции Роман Зварич. Он заявил, что не желает мириться с лоббистским влиянием на работу Минюста ведомства и с попытками втянуть его близких родственников в коррупционные схемы. Похоже, политическая культура времен президента Кучмы выжила и после "оранжевой революции". Сторонники новой власти могут пережить жестокое разочарование.
Между Майданом и Тяньаньмэнь
Украина начала рабочую неделю с новым правительством во главе с Юлией Тимошенко. В Кремле до сих пор не могут примириться с тем, что соседняя страна избрала европейский путь развития. Между тем "оранжевая революция" и ее последствия ставят российскую правящую элиту перед жесткими выбором не только в отношениях с Украиной, но и вообще в политике - не только внешней, но и внутренней.
Оранжевые начинают
Виктор Ющенко выполнил предвыборное обещание: со своим первым после вступления в должность международным визитом он отправился в Москву. Однако российская столица вовсе не стала Каноссой для нового президента Украины. В гостях у Владимира Путина Ющенко держался уверенно, а главное - не побоялся открыто бросить вызов Кремлю, назначив главой правительства Юлию Тимошенко.