В Крыму начался суд над Владиславом Есипенко
Владислав Есипенко. Кадр съемки ФСБ
В подконтрольном России Симферопольском райсуде Крыма началось предварительное судебное заседание по делу фрилансера "Крым. Реалий" Владислава Есипенко. Как следует из карточки дела на сайте суда, дело рассматривает судья Длявер Берберов.
Как сообщает "Крымский процесс", заседание проходит в закрытом режиме, слушателей не пустили в суд.
Жена политзека Екатерина Есипенко рассказала "Крым. Реалиям" об условиях содержания в симферопольском СИЗО: журналист чувствует себя "относительно нормально", его держат в камере 3 на 4 метра, иногда в камеру приходят крысы - тюремщики это игнорируют.
На один час в день Есипенко выводят в прогулочный дворик площадью 12 квадратных метров. По словам Екатерины Есипенко, ее мужа держат с тем же сокамерником, что и ранее, у него есть много свободного времени для чтения, написания писем, занятий спортом.
Вечером в Киеве и Виннице состоятся акции в поддержку Есипенко. В соцсетях проходит флешмоб за освобождение журналиста - пользователи пишут в Фейсбуке и Твиттере посты с хештегами #FreeYesypenko и #CrimeaisUkraine. К флешмобу в Твиттере присоединился министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
Есипенко останется под стражей как минимум до 11 июля - российский верховный суд Крыма 26 мая отклонил жалобу на его арест.
Есипенко обвиняется по части 1 статьи 222.1 (незаконный оборот взрывчатки) и по части 1 статьи 223.1 российского УК (незаконное изготовление взрывчатки). По первому обвинению ему грозит до 5 лет лишения свободы, по второму - от 3 до 6 лет.
Уроженец Кривого Рога, гражданин России и Украины Есипенко и еще одна крымчанка, жительница Алушты Елизавета Павленко, были задержаны сотрудниками ФСБ 10 марта. Перед этим они участвовали в возложении цветов к памятнику Тарасу Шевченко в день рождения поэта, 9 марта. Павленко сняла и опубликовала на своем ютуб-канале видео об акции.
Как рассказала впоследствии Павленко, 10 марта около 12 часов она и Есипенко выехали из Симферополя на машине, в районе Ангарского перевала их остановили сотрудники ФСБ в масках и разделили. Павленко отвезли домой и провели там обыск, который длился около 4 часов. У нее изъяли всю технику. Есипенко она больше не видела. Она проходит по делу Есипенко свидетелем.
По версии обвинения, Есипенко 26 февраля достал взрывное устройство в разобранном виде из тайника в районе села Победа Первомайского района Крыма. Затем он якобы перевез компоненты бомбы в Симферополь, где собрал ее из корпуса ручной гранаты РГД-5 и запала для гранаты УЗРГМ с самодельными доработками.
5 мая от адвоката Есипенко Алексея Ладина стало известно, что по результатам дактилоскопической экспертизы следствию ФСБ не удалось обнаружить на взрывном устройстве из машины Есипенко следов, по которым его можно было бы идентифицировать.
ФСБ также заявляла, что Есипенко якобы вел фото- и видеосъемку местности, объектов жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей в Крыму. По версии спецслужбы, арестованный расcказал, что собирал информацию "по заданию офицера действующего резерва 8-го отдела 5-го департамента СВР Украины" полковника Виктора Кравчука, а взрывное устройство по его рекомендации хранил в своей машине "для обеспечения собственной безопасности".
После задержания Есипенко пытали током, заставив дать признательные показания, а затем под угрозой новых пыток вынудили дать интервью генеральному продюсеру телеканала "Крым 24" Олегу Крючкову. В беседе с Крючковым Есипенко подтвердил, что у него в машине якобы была найден взрывчатка, которую он взял из схрона по наводке офицера украинских спецслужб Виктора Кравчука, и что он сотрудничал с Кравчуком, отсылая ему материалы, которые снимал для "Крым. Реалий". В частности, Есипенко якобы по заданию редакции "Крым. Реалий" снимал недвижимость президента Украины Владимира Зеленского в поселке Ливадия на Южном берегу Крыма (квартирой в Ливадии владеет жена Зеленского Елена).
После публикации интервью Есипенко отказался свидетельствовать дальше и воспользовался 51-й статьей российской Конституции. 6 апреля на заседании верховного суда Крыма, где рассматривалась апелляция на арест, журналист заявил о пытках.