Четверых украинских моряков без адвоката обследовали психиатры
Пленных украинских моряков Дениса Гриценко, Михаила Власюка, Андрея Драча и Вячеслава Зинченко 26 марта вывозили в институт им. Сербского для проведения психиатрической экспертизы, сообщил адвокат Гриценко Николай Полозов со ссылкой на подзащитного. Экспертиза проходила в отсутствие адвокатов.
В понедельник следствие выдало защите постановление об отказе в ходатайстве о присутствии адвоката на психиатрической экспертизе.
По словам Полозова, Гриценко отвечал на вопросы экспертов в рамках статьи 17 III Женевской конвенции (об обращении с военнопленными). В этой статье говорится, что военнопленный на допросе обязан "сообщить только свои фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию". Отвечать на вопросы по фактическим обстоятельствам уголовного дела Гриценко отказался.
Военнопленный рассказал адвокату, что 26 марта их весь день возили вместе с находящимися под арестом в СИЗО-2 центрального главка ФСИН "Лефортово", неофициально подконтрольном ФСБ, полковником МВД Дмитрием Захарченко, сенатором Рауфом Арашуковым и "другими знаменитыми "постояльцами" изолятора, а также на несколько часов завозили в СИЗО-2 столичного УФСИН "Бутырка" для пересадки в другой автозак.
Полозов встретился с Гриценко в понедельник, когда состоялись следственные действия с участием военнопленного. Следствие ознакомило Гриценко и его адвокатов с двумя постановлениями о назначении экспертизы боевых модулей на малых бронекатерах "Бердянск" и "Никополь". Адвокаты возражали против назначения экспертизы, поскольку следователь не индивидуализировал вооружение, передаваемое экспертам, не указал количество и серийные номера предметов. Защитники заявили ходатайство о приобщении к делу доклада Управления верховного комиссара ООН по правам человека, согласно которому все 24 захваченных члена экипажа украинских кораблей обладают статусом военнопленных и находятся под защитой III Женевской конвенции.
По словам адвоката, Гриценко "в хорошем настроении, чувствует себя бодро". "Все передачки получил в полном объеме. Буквально накануне передали письма (за январь), - написал Полозов. - По словам Дениса, настрой у других военнопленных в его четверке хороший. Ребята держатся".
25 ноября 2018 года Россия атаковала конвой из трех украинских военных кораблей - малых артиллерийских бронекатеров "Бердянск" и "Никополь", а также буксира "Яны-Капу", следовавших из Одессы в Мариуполь. Утром этого дня сторожевой корабль погранслужбы ФСБ протаранил "Яны-Капу". Затем проход под мостом перекрыли сухогрузом. Под вечер конвой принял решение возвращаться в Одессу. Однако после отхода украинских кораблей они примерно в 40 километрах к юго-востоку от Керчи были заблокированы и обстреляны. Огонь велся на поражение. Затем суда захватил российский спецназ.
По информации СБУ, всего против двух украинских катеров и одного буксира были задействованы шесть судов ФСБ и четыре армейских, а также самолеты и вертолеты. В частности, Россия направила в район столкновения два штурмовика Су-25. Кроме того, украинские корабли находились под прицелом ударных вертолетов Ка-52. Сообщалось также, что истребитель Су-30 выпустил по украинским кораблям две неуправляемые ракеты.
22 украинских моряка и 2 сопровождавших их оперативника СБУ были захвачены в плен. Против всех них сфабриковали дело по части 3 статьи 322 российского УК (незаконное пересечение государственной границы с применением или угрозой насилия), предусматривающей до 6 лет колонии. 27-28 ноября пленных арестовали, а затем этапировали в Москву. Они заключены в СИЗО-2 "Лефортово".
Трое пленных с "Бердянска" - старший матрос Андрей Артеменко, матрос Андрей Эйдер и оперативник СБУ Василий Сорока - получили серьезные ранения. Артеменко и Сорока тяжело ранены в левую руку, Эйдер - в ногу. Сорока ожидает операции на левой руке - из-за перебитых сухожилий и нерва отек ниже раны на ней не спадает, функции руки не восстанавливаются.
Статьи по теме
Жил отважный капитан
Любой процесс над украинскими политзеками в России и над российскими диверсантами в соседней стране оборачивается разгромным моральным поражением для Кремля, и в гибридной войне прослеживается эта странная диалектика. Путин побеждает на той войне, которой нет, словно в ней участвуют одни призраки. Путин проигрывает, когда в кадре появляются живые страдающие люди. Или из тюремных застенков доносятся их голоса.
Диво рецидивное
С момента разбойничьего захвата Крыма смыслом существования для Кремля стала постоянная демонстрация способности наплевать на все собственные обязательства, нормы международного права, на международные организации и международное общественное мнение. Поэтому никакого ангельского терпения германского канцлера не хватит на то, чтобы лаской и таской убедить Путина прекратить международный разбой. К этому Путина можно только принудить силой.