В Севастополе начался суд над "диверсантами" Дудкой и Бессарабовым
Коллегия подконтрольного России Севастопольского горсуда под председательством Игоря Кожевникова начала слушания по существу второго дела "украинских диверсантов", фигурантами которого являются местные жители Владимир Дудка и Алексей Бессарабов. Об этом сообщают "Крым.Реалии" со ссылкой на адвоката Сергея Легостова.
Первый раз дело Дудки и Бессарабова поступило в суд весной, однако 4 апреля на предварительных слушаниях Кожевников вернул его в прокуратуру. Он указал на противоречие обстоятельств, изложенных в обвинительном заключении, материалам дела.
Повторно ФСБ передала материалы в суд 11 июля. Новые предварительные слушания прошли во вторник; как передавала Крымская правозащитная группа, их проводил не Кожевников, а судья Данил Землюков (как можно предположить, другой член коллегии). Аресты политзеков были продлены до 11 ноября, то есть на четыре месяца с момента поступления дела в суд.
53-летнему Дудке и 41-летнему Бессарабову инкриминированы часть 1 статьи 30 - пункт "а" части 2 статьи 281 (приготовление к диверсии в составе организованной группы; до 10 лет колонии), часть 3 статьи 222 (незаконный оборот оружия в составе организованной группы; до 8 лет) и часть 3 статьи 222.1 российского УК (незаконный оборот взрывчатки в составе организованной группы; до 12 лет). Согласно фабуле дела, обвиняемые планировали "совершение диверсионных акций на объектах военной инфраструктуры и жизнеобеспечения полуострова Крым".
По информации "Медиазоны", заявляется, будто фигуранты намеревались взорвать самодельными бомбами севастопольскую радиотелевышку, газотурбинную электростанцию на дороге в Симферополь и склад горюче-смазочных материалов в войсковой части, где работал кладовщиком Дмитрий Штыбликов - третий обвиняемый, уже осужденный в особом порядке, - а также иные объекты.
Дудка и Бессарабов были задержаны 9 ноября 2016 года и отправлены в СИЗО. Первоначально оба дали признательные показания, однако затем их дезавуировали и теперь настаивают на своей невиновности.
Судейская коллегия закрыла разбирательство по существу дела от публики и прессы. Адвокаты политзеков заявили ходатайство о фотосъемке подсудимых. Судьи его отклонили, сославшись на соображения безопасности участников процесса.
После оглашения прокурором обвинительного заключения начались допросы свидетелей. Всего, рассказал адвокат Легостов, их было заявлено семеро, но в суд явились лишь двое.
Первый из свидетелей - как уточняет "Новая газета", родственник Дудки - сообщил, что у этого фигуранта не было мобильника, который в материалах дела назван принадлежащим ему. Зарядки к этому аппарату, отметил родственник, при обыске не нашли. В этой связи он не исключил, что мобильник Дудке подбросили.
Вторым свидетелем был инженер нефтебазы в городе Инкерман, входящего в черту Севастополя. Эта нефтебаза, согласно фабуле дела, была одним из намеченных объектов диверсий. "Его спрашивали лишь о гипотетических последствиях в случае совершения диверсий", - рассказал Легостов.
Поскольку судьи уходят в отпуск, следующее заседание по делу назначено уже на 13 сентября.
Дудка - украинский военный моряк в отставке, капитан 2-го ранга, член Объединения ветеранов разведки Украины. После аннексии Крыма работал сапером в городском управлении российского МЧС. Бессарабов - также отставной военный, в последующем - военный эксперт аналитического центра "Номос" и зам главного редактора журнала "Чорноморська безпека", который прекратил выход после аннексии Севастополя, а с 2017-го вновь издается, уже в Киеве. Оба наряду с украинским имеют и российское гражданство. Штыбликов, задержанный одновременно с этими фигурантами, - коллега Бессарабова по "Номосу" и "Чорноморській безпеці", в прошлом тоже служивший в украинской армии. Все трое были близкими друзьями.
Утверждалось, что у фигурантов дела изъяты оружие и взрывчатка, средства спецсвязи и карты-схемы объектов, где намечались диверсии. Между тем уже вскоре выяснилось, что продемонстрированное на видео ФСБ оружие, изъятое у "диверсантов", предназначено для игры в страйкбол, а пустые бланки с печатью украинской войсковой части № А-0235 недействительны - они относятся ко времени до марта 2014 года, поскольку после аннексии Севастополя эта часть прекратила существование.
К фабрикации дела причастен замначальника следственного отделения УФСБ по аннексированным Крыму и Севастополю подполковник юстиции С. Кулаков. Ранее он же фабриковал обвинение в перевозке наркотиков против задержанного по первому делу "диверсантов" харьковского дальнобойщика Владимира Присича.
Весной 2017 года Штыбликов пошел на сделку с прокуратурой, в рамках которой дал показания как против себя, так и против Дудки. 16 ноября он был осужден в особом порядке к пяти годам строгого режима со штрафом 200 тысяч рублей. В начале апреля 2018-го Штыбликова доставили отбывать срок в ИК-6 в Омске. Уже месяц спустя его на полгода отправили в ПКТ - внутреннюю тюрьму колонии.
У Дудки в заключении усугубились проблемы со здоровьем, а лекарства, которые родственники приносили в симферопольский СИЗО-1, фсиновцы передавали политзеку с задержками. Один раз задержка составила месяц.
В среду "Крым.Реалии" передали со ссылкой на сына политзека Илью Дудку, что здоровье его отца вновь ухудшилось, а проблемы с передачей лекарств остаются прежними. "Тем не менее мне удалось получить сертификаты, и на днях я попытаюсь передать необходимые для лечения препараты", - добавил он.
Статьи по теме
УКРАИНСКИЕ УЗНИКИ КРЕМЛЯ
Требование бессрочной голодовки Олега Сенцова - освобождение всех украинских политзаключенных России. Ни у кого нет полного списка украинцев, отправленных Москвой за решетку по политически мотивированным делам. В открытых источниках мы нашли информацию о 78 заложниках Кремля - украинских и крымскотатарских активистах, верующих, а также "террористах", "экстремистах", "диверсантах" и "шпионах".